ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
ДОРОГАМИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
НИНЕВИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Среди развалин дворца Ашшурбанипала в Ниневии археологи открыли несколько комнат, в которых, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. В библиотеке находилось около тридцати тысяч «глиняных книг».
Эта библиотека хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем была богата культура Шумера и Вавилона. Государствам, некогда возникшим в долине Тигра и Евфрата, суждено было стать колыбелью древнейших в истории человечества научных знаний.
«Глиняные книги» рассказали нам, что мудрые математики Вавилона не ограничивались четырьмя арифметическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, имели сложную таблицу умножения, знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье. Там же заложена основа современной науки о строении и развитии небесных тел.
На основе тогдашних астрономических наблюдений была изобретена календарная система, которую заимствовали некоторые народы Передней Азии.
Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников. Грозный Ашшур был властелином многих земель. Сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов нужно было писать и переписывать, чтобы рассылать их во все концы огромной Ассирийской державы! И чтобы делать это быстрее, ассирийцы вырезали на деревянной доске нужные надписи и делали с нее оттиски на глиняных табличках. А потом рассылали. Чем не печатный станок?

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ
Важнейший шаг на пути к современному алфавиту сделали древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги. Но в финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков финикийцы создали новые знаки.
Настоящий — не слоговой, а буквенный — алфавит, где есть знаки не только для согласных, но и для гласных, появился впервые у древних греков. Они заимствовали письменность у финикийцев, но оказалось, что она не очень пригодна для греческого языка, в котором гласные играют существенную роль и им тоже нужны обозначения. Тогда-то греки и придумали знаки для гласных. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались и другие народы древнего Средиземноморья — ликийцы, лидийцы, фракийцы, карийцы, этруски.

СОБЕСЕДНИК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
День клонился к закату. Старый, очень некрасивый человек с огромным лбом вел беседу с друзьями о смысле жизни, о человеческом предназначении, о законах и государстве. Страсти в споре постепенно накалялись. Громкий окрик стражника призвал собеседников к порядку и напомнил, что пора расходиться, ибо вскоре старец должен умереть, так как время отсрочки приговора суда города Афин истекло. Зычный голос заставил очнуться присутствующих и возвратил их к реальности из прекрасного царства истины, куда по своему обыкновению увлек их наставник в мудрости и нравственности философ Сократ, никогда не искавший ни богатства, ни славы, ни почета, снискавший в Афинах репутацию чудака и бессребреника, посвятившего свою жизнь познанию. У Сократа было множество учеников, среди которых — великий философ Платон и стратег Афин Алкивиад, но он никогда не считал себя учителем, а называл себя «собеседником в поисках истины». Он не написал ни одной книги, однако заслужил в Греции славу великого философа. Многие годы в любую погоду в ветхом хитоне, наброшенном на плечи, его могли видеть в Афинах на площади или на рынке, всегда окруженного людьми и беседующего с ними. Но это были не пустопорожние разговоры, а упорное и целенаправленное исследование философских, моральных и политических проблем. Беседы Сократа, воспоминания о которых сохранились в сочинениях его учеников, не отличались словесными красотами, но в них неизменно присутствовала высшая красота человеческого разума, проникающего в самую суть вещей. Сократ не стремился навязать собеседнику свое мнение. Постепенно, исподволь он подводил его к истине, сам признавая ее вместе с учеником. От совместных поисков истина становилась еще дороже, утрачивая свою отвлеченность и приобретая теплоту человеческого сотрудничества. Как свидетельствуют современники, Сократ зачаровывал, околдовывал своими беседами. И афинские власти испугались роста его влияния на сограждан, и особенно на молодежь, ибо он учил «никогда и ни с кем не соглашаться вопреки справедливости». Его обвинили в том, что он развращает молодых людей, наставляет их не слушать старших, что он безбожник и покушается на устои государства.
Сократ был приговорен к смертной казни. На суде он бросил в лицо своим судьям: «...если вы думаете, что, умерщвляя людей, вы заставите их не порицать вас за то, что вы живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Такой способ самозащиты и не вполне надежен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше».
...Друзья Сократа уже покинули тюрьму. Стражник принес чашу с цикутой — смертельным ядом. Раньше в Греции осужденных сбрасывали со скалы, теперь способ казни стал «более цивилизованным». Сократ спокойно выпил чашу до дна. Он заплатил жизнью за истину и человеческое достоинство, но мудрость нельзя осудить. Она рано или поздно приведет людей к правде, и с ее помощью они осудят несправедливость.

Ликей и Академия
Когда мы слышим слово «лицей», в памяти, прежде всего, возникает образ Пушкина, великого поэта земли русской, отроческие годы которого прошли в Царскосельском лицее, подарившем нашей Родине немало выдающихся деятелей. Но первый Лицей, или Ликей, возник больше чем за две тысячи лет до этого в Древней Греции, в Афинах — городе, называвшемся современниками и потомками «матерью наук и искусств». Основал его великий философ Аристотель возле храма Аполлона Ликейского. Ликос — по-древнегречески «волк», этот бог в Афинах почитался не только в виде прекрасного юноши, но и в виде волка, что указывает на древность происхождения его культа. Возле храма издавна находился знаменитый гимнасий — школа физического совершенства, которому в Древней Греции придавали столь большое значение. Ведь и учитель Аристотеля великий мыслитель Платон в юности был чемпионом Истмийских игр. В Ликейском гимнасии юноши обучались борьбе и гимнастике, верховой езде. И вот рядом с гимнасием и возникла школа Аристотеля, в которой была поставлена цель духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.
Духовная жизнь в Древней Греции зиждилась, прежде всего, на культуре слова, то есть на риторической культуре. Афиняне, проводившие большую часть жизни на людях, любили и умели поговорить. Обучение тоже было по преимуществу устным. Само слово «схоле», от которого и пошло название «школа», на древнегреческом языке означало «досуг», «отдых». Но досугом, достойным настоящего гражданина, считалось не ничегонеделание, а занятие высокими предметами, обогащавшими ум и душу человека. Отсюда школой стало называться то, что способствует познанию, сам процесс обучения и добывания истины, а затем и место, где это происходило.
В Ликее учились, прогуливаясь и беседуя. Это не было чем-то диковинным для Древней Греции. Платон в своей школе, носившей название «Академия», так как она находилась в садах, посвященных легендарному герою Академу, тоже читал лекции и беседовал с учениками, прогуливаясь по тенистым аллеям (перипатам). Такие же перипаты были и в Ликее. Основатель Ликея излагал свои взгляды не только во время прогулки, но и на ежедневных обедах с друзьями и учениками, ибо он считал, что каждое мгновение должно быть использовано для поисков истины. «Пиршественные беседы» назывались «симпосионами», откуда и пошло наименование современных научных собраний — симпозиумы.
Богатейшая библиотека, собранная в Ликее, была доступна всем жаждущим знаний. В отличие от платоновской Академии, где безраздельно царила философия, в Ликее занимались и множеством конкретных исследований естественнонаучного характера.
Платон и Аристотель создали свои школы не только как определенные учебные заведения, но и как целые мощные философские направления, в течение тысячелетий творчески оплодотворявшие развитие европейской и мировой мысли. Платона считают основоположником идеалистической линии в философии, а Аристотеля — создателем всеохватывающей философии природы и человека. На знаменитой фреске «Афинская школа» в Ватиканском дворце, написанной великим художником Возрождения Рафаэлем, Платон, величественный и благородный старец, изображен с перстом, воздетым к небу, а Аристотель, чернобородый и буйноволосый, всей ладонью показывает на землю.

ПО ЗАКОНАМ СКАЗКИ
На рождество пастор Эрнст Шлиман подарил своему сыну Генриху замечательную книгу «Всемирная история для детей». Этот холодный зимний вечер в маленькой немецкой деревушке 30-х годов ХIХ века стал поворотным мгновением в жизни будущего знаменитого археолога Генриха Шлимана.
Предание гласит, что на страницах «Всемирной истории» Генриха поразило изображение древней Трои — города, описанного Гомером в VIII веке до нашей эры. И он решил найти исчезнувший город, который уже считался выдумкой Гомера. Кто знает, так ли было на самом деле. Но бесспорно одно: Генрихом овладело страстное желание учиться. Он стал прилежным учеником в гимназии и училище, где провел два года. Но полное разорение отца вынудило его в 14 лет оставить учебу и искать заработка. Кем ему только не пришлось быть: учеником в лавке, юнгой на корабле, рассыльным в конторе. Нищета, голод, болезни, даже кораблекрушение не смогли заставить Шлимана забыть его детскую мечту стать ученым. И Шлиман начал учиться самостоятельно. Он отдал все свои силы изучению языков. Без учителей, без учебников, без знания грамматики он осваивал один за другим голландский, английский, французский, греческий, русский языки. Говорят, что он изобрел особый «метод Шлимана», который позволял за шесть недель овладеть новым языком. Но для применения этого «метода», вероятно, надо быть Шлиманом — с его железной волей, блестящими способностями и памятью.
Жизнь Генриха Шлимана в зрелые годы сложилась по законам сказки: вчерашний нищий стал... миллионером. Но это не было чудом или игрой случая. Просто после долгих мытарств он, наконец, нашел дело, в котором свойства его характера могли принести деньги, — он занялся торговлей. Казалось бы, вот и счастливый конец сказки о Золушке. На самом деле здесь-то и началось самое важное и интересное.
Вопреки обычной логике богача, смысл жизни которого сводится к тому, чтобы наживать новые миллионы, Генрих Шлиман оставил коммерцию и отдал свои силы и деньги учению и науке. С жадностью долго голодавшего этот взрослый и даже уже не очень молодой человек продолжал расширять свое образование. Троя, описанная великим Гомером, неудержимо влекла его. На собственные деньги Шлиман начал археологические раскопки в Малой Азии (на территории Турции) и в Греции. Ему не просто «повезло». Он открыл миру новую страницу в истории науки. Многие смеялись над тем, как простодушно доверял Шлиман сведениям из гомеровских поэм. А он не просто увлекся Гомером — он верил памяти народа, сохранявшего предания о Троянской войне.
Находки археологических экспедиций Шлимана поражали воображение: стены древнего города, оружие, драгоценные украшения. Историческая наука получила материал для многих исследований и раздумий. Шлиман не стал глубоким исследователем: сказалось отсутствие системного, настоящего образования. Некоторые его ошибки в проведении раскопок причинили вред памятникам, которые он открывал миру. И все же нельзя, невозможно не отдать должное великому энтузиасту-самоучке.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845