В
истории христианских народов Новый Год как праздник всегда был вторичен и
приурочивался либо к религиозным, либо к народным обрядовым праздникам. Такое
отношение позволяло неоднократно переносить его во времени. К примеру, Россия
в течение двухсот лет дважды и существенно изменяла начало отсчета года. До 1492 г. год начинался два
раза — с 1 сентября и 1 марта; с 1492 г. — только с 1 сентября; Указом Петра I от 15 декабря 1699 г. начало года устанавливалось с 1 января,
вводилась западноевропейская эра — от Рождества Христова (до этого нашей эрой
было Сотворение мира).
Петр
I, согласно
западной традиции, приурочил Новый год к Рождеству Христову, но православному.
Его Указ повелевал отмечать Новый Год как праздник. Так Новый Год стал
составной частью Рождественских праздников, рождественская ель — символ вечной
жизни — стала одновременно и атрибутом праздника Нового Года, рождественские
подарки, посылаемые добрым детям от Господа Бога, стали так же и новогодними
подарками.
В
20-х годах минувшего века, уже после революции, началась жестокая борьба с
церковью и религиозными предрассудками. В частности, было запрещено
праздновать Рождество и Новый Год, устанавливать елку. Но население все равно
исполняло традиционные рождественские обряды, тем более что в основном они
были связаны с удовольствиями для детей.
Тогда
в Кремле (предположительно в окружении А. И. Рыкова) возникла и в начале 30-х
годов осуществилась на деле (под руководством П. П. Постышева) идея
альтернативного Рождеству светского праздника — Нового Года. Рождественская
елка была объявлена новогодней, рождественские подарки — новогодними подарками.
Сделать это было довольно легко уже потому, что с изменением календаря на западный,
Новый Год стал начинаться раньше Рождества, в то время как в православном
календаре Рождество — раньше Нового Года.
Довольно
скоро Новый Год стал, без преувеличения, самым любимым и желанным праздником
советских людей.
При
этом были использованы не столько сами сказки, сколько литературные и
художественные образы XIX века.
Дед
Мороз приобрел черты Мороза-Красного Носа из одноименной поэмы Н. А. Некрасова
(«Мороз-воевода дозором обходит владенья свои...»), а Снегурочка — героиня
пьесы А. А. Островского «Снегурочка» и картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Исторические корни Деда Мороза уходят
глубоко в дославянскую эпоху, к индоевропейским культам. Само его имя — Мороз
происходит от одного корня со словами «мертвец», «смерть», «мрак» и пр. Вначале
это был бог всеумертвляющего холода из мира нави — мира мертвых.
В праславянские времена Мороз был либо
слугой, либо противостоял Марене — богине смерти, которая впоследствии превратилась
в Бабу Ягу.
Уже в славянскую эпоху, а затем на Руси
он приобретает иные черты — из просто Мороза становится Дедом Морозом, то есть
духом предка, приходящего каждую зиму посмотреть, сколь благочестиво живут его
потомки. Уже в те времена сложился обычай в первые морозы приветствовать и
потчевать Деда Мороза. Делал это глава дома в присутствии всей семьи. Одетый в
праздничные одежды, он высовывался в окно и выливал на снег ложку овсяного
киселя с приговором: «Дедушка (батюшка) Мороз, не морозь наш овес...» А затем
перечислял все, что не следовало морозить. Считалось, что если семья жила
праведно, Дед Мороз не тронет ее добро, если нет — не станет слушать просьб и
поморозит.
Н. А. Некрасов наиболее точно описал
представления народа о Деде Морозе. Это степенный, полный собственного
достоинства старец-воевода, князь-государь, владеющий несметными богатствами.
По русскому обычаю, у него огромная окладистая борода; одет он, как и подобает
князю (царю), в расшитую драгоценными каменьями длиннополую шубу, меховые
варежки, в руке у него владетельный посох. Дед Мороз — могущественный волшебник.
У Деда Мороза есть внучка (дочка)
Снегурочка. Рождена она снегом и человеком, слепившим из снега Снежную бабу,
то есть Снегурочку, и оживившим ее. Поскольку Снежных баб можно налепить сколько
угодно, то и Снегурочек очень много. Все снегурочки — боярышни, ведь дед их —
боярин. В отличие от Деда Мороза Снегурочки тают каждую весну и вновь
возрождаются с первым снегом. Дед Мороз же на лето уходит спать в свои покои.
У Деда Мороза много младших братьев. Это
Мороз-Красный Нос, Мороз-Синий Нос, Морозко, Мороз-Трескун и др.
Характеры у них разные — они и веселые, и
шаловливые, но и злобные, и сварливые. При этом все они подчинены старшему
брату Деду Морозу.
Родиной Деда Мороза является Гиперборея —
условная территория лесной (то есть северной и северо-восточной) Руси. В народном
творчестве более точных указаний нет, поэтому (как и у Санта-Клауса) она может
быть определена произвольно, либо с ориентацией на авторскую литературу XVIII-XIX веков.
Традиционный облик Деда Мороза (согласно
древнейшей мифологии и символики цвета) предполагает:
1. Густые серебряные волосы и такую
же бороду - символы могущества, счастья, богатства, благополучия;
2. Трехпалые перчатки или варежки
белого цвета, расшитые серебром, что является знаком чистоты и святости всего,
что он дает из своих рук. (Трехпалость — символ принадлежности к высшему
божественному началу еще с неолита, т. е. V-III тыс. до н.
э. см. петроглифы Белого моря и Онежского озера);
3. Он одет в белую, украшенную
белыми геометрическими орнаментами, льняную рубашку (символ чистоты и принадлежности
к миру богов и предков);
красную, вышитую серебром и отороченную лебединым пухом
шубу и красную шапку, вышитую серебром и жемчугом с оторочкой, завершающейся
над лбом стилизованными рогами; подпоясан белым с красным орнаментом поясом
(символом связи предков и потомков);
обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги.
Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета,
где белое — серебро, символ Луны, света, святости, севера, воды, сакрального
знания, чистоты;
красное — символ жизненной силы,
творческого начала, могущества. Отметим, что Дед Мороз приходит к людям после
зимнего солнцестояния (22 декабря), когда, согласно древней мифологии,
начинался День Богов — строительство нового временного цикла. Являясь
вестником «Утра богов», Дед Мороз вершит божественный суд, выдавая всем по
заслугам. Отсюда наказания и поощрения (подарки). Справедливость, уравновешенность,
гармония — вот что должно лежать в основе нового, нарождающегося временного цикла
— года.
4. Хрустальный посох Деда Мороза
завершает лунница или серебряная голова быка (символы власти над водой, луной
и миром предков — подателей плодородия и счастья живым);
5. Сопровождающая Деда Мороза
Снегурочка — символ застывших вод — это девушка (а не девочка), одетая только
в белые одежды. Никакой цвет в традиционной символике не допускается. Ее головной
убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом, также
засвидетельствован древними текстами.
Соберутся гости у
Деда-Мороза
Теперь места хватит всем, кто пожелает
приехать в Вологодский край, в гости к Деду Морозу. Прописался он в своей
вотчине в Великом Устюге, в девственном сосновом бору.
Город Великий Устюг не зря назван родиной
Деда Мороза. К этому выбору ведут исторические предпосылки, берущие начало в
далекой дохристианской эпохе. Да и само местонахождение сказочного персонажа
— красивейшее место Севера России. Без преувеличения, это город-сказка, по
праву названный Великим. Много веков он удивляет первозданностью величественных
лесов, обилием разнообразной живности, самобытностью художественных промыслов,
талантом своих людей. Здесь родились редчайшие ремесла — «мороз по жести»,
берестяные мастерские.
Вотчина Деда Мороза находится в 15 километрах от города
в лесном массиве. С опочивальнями и трапезной, со специальными помещениями.
Есть и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних
игр и развлечений. Скульптурные композиции сказочных героев в вечернее время
по-особому освещаются.
Потолки у сказочного дворца, который
срубили знающие руки, высокие. Хоромы — широкие. На медных куполах сияют три
снежинки. Как только на землю ночь опустится, переливаются, искрятся.
И вырос в вотчине властелина Зимы терем,
где каждому гостю рады. Загорелись над выходом звезды, приглашая войти, увидеть
то великолепие, где немалая толика красоты сотворена руками представителей и
народных художественных промыслов, ремесел. Их подарки Деду Морозу, как щедрая
россыпь драгоценностей, широта души русского человека.