Третьяковская галерея стоит в ряду безусловных
символов русской культуры. Это явление из тех, что известны всему миру лишь в
русском звучании. Третьяковка перешагивает вместе с Россией уже второй вековой
рубеж, по-прежнему оставаясь опорой, котораяпозволяетнамспокойнеесмотретьвбудущее.В наступившем году галерея отметила свое 155-летие.
Сказочный дворец в центре Москвы - место, куда
люди приходят делать открытия. Миг, когда рама на стене вдруг становится окном
в другую жизнь, может случиться с вами лишь однажды, а может повторяться снова
и снова, превращаясь в глубокое, ясное, почти детское счастье.
Увы,
"продвинутость" во многих сферах жизни все опаснее задвигает в тень
душевную восприимчивость, мы теряем внутреннее зрение. Учась читать
компьютерные символы, утрачиваем язык символов художественных, оставленных нам
всемирным гением человечества.
Третьяковка
опять, как и много лет назад, выступает просветителем, и эта роль, наверное,
никогда не окажется невостребованной, а будет лишь меняться с годами. Полтора
века для музея не возраст, но пора зрелости. Своеобразным экзаменом для
галереи стала выставка "София Премудрость Божия", которой
Третьяковка отметила исход второго тысячелетия.
Это грандиозное
событие, собравшее в выставочных залах около 150 икон из разных музеев России,
имевшее огромный успех в Ватикане и в Москве, не только подвело черту под
большой научной и художественной работой музея, но и определило одно из новых
направлений в его деятельности на будущее.
Явления,
порождаемые пересечением искусства, истории и религии, предстоит изучать многим
поколениям потомков. Одной из первых программ Третьяковской галереи в новом
тысячелетии станет давно задуманная экспозиция "Святая земля в
изображении русских художников". Она объединит самые разные временные и
художественные эпохи, начавшись, конечно, тоже с основы основ - с икон.
- Мы
хотим понять, - рассказывает заместитель генерального директора Третьяковской
галереи Лидия Ивановна Иовлева, - как исторически складывался в мировосприятии
русского человека образ Святой земли, как пересекались в его сознании
географическое и историческое понятия места, где родились три религии. В
основе метафизического миропонимания, заложенного в иконе, всегда есть некое понятие
о реальности мира. Мы попытаемся выявить соотношение реального и
метафизического в русском искусстве.
Еще один
масштабный проект галереи, который должен и увлечь зрителя в глубь веков, и
заставить пристальнее посмотреть на современность, - выставка "Русские
женщины-художницы". Бесспорное свидетельство того, что художественное
дарование сопровождает прекрасный пол с древности, - вышитые иконы, созданные
руками безымянных для нас мастериц. С них и начнется экспозиция, чтобы
закончиться поистине "взрывным" аккордом - "Амазонки русского
авангарда".
Оба
проекта, несомненно, успешно продолжат "экспортные" традиции Третьяковки.
Частично экспозиции уже демонстрировались за рубежом, вызвав огромный интерес
зрителей Европы и Америки. Вообще программа зарубежных "гастролей"
Третьяковской галереи очень обширна и разнообразна как по тематике, так и по
географии. Русское живописное искусство всегда с нетерпением ждут во всем
мире. Запланированы поездки в Японию, Китай, Европу, Америку. Разработаны
большие межгосударственные проекты культурного обмена с Исландией и Польшей,
просят о сотрудничестве Франция и Германия.
Кстати, по наблюдениям
музейных работников, недавний интерес к русскому классическому авангарду сейчас
все чаще уступает место интересу к русскому реализму XIX века. Мир, присматриваясь к России, именно в
той эпохе пытается найти ключ к пониманию русского характера. Ну, а для
Третьяковки XIX
век - это золотой фонд общего собрания галереи. То, что было завещано потомкам
основателем -Павлом Михайловичем
Третьяковым.
- Поддерживает
лисовременная Третьяковкатрадицию поискановых имен, заложенную еще Павлом Михайловичем?
- мы продолжаем разговор с Лидией Ивановной Иовлевой.
- Этот
вопрос очень для нас сложный. Мы не имеем права на ошибки: Третьяковская
галерея - государственный музей. Поэтому, конечно, это, в первую очередь,
музей академический, связанный с историей искусства. Третьякову было проще -
будучи хозяином галереи, он мог ошибаться, мог менять экспонаты.
И все
равно мы стараемся искать новые имена. Хотя споры идут большущие. Многие
считают, что молодежные авангардные течения вне эстетики, вне искусства и
собирать их в галерею нельзя. А ведь, может быть, это какая-то новая эстетика,
которая нуждается в осмыслении.
Есть и
сугубо коммерческие направления. Мы стараемся, как можно меньше заниматься
искусством, которое носит модный и коммерциализованный характер.
Так что
спор, возникший на заре существования Третьяковки (мимолетное и
скоропреходящее, с одной стороны, высокие традиции и духовные начала, с
другой), продолжается до сих пор, и тоже отметил свое 155-летие.
То, что
сейчас проходит через горнило этих споров, должно будет выдержать еще и
длительное испытание временем, прежде чем получить право на толпы
экскурсантов, переходящих от полотнак
полотну. Сейчас они ходят перед тем самым золотым фондом Третьяковки. Реализм XIX века запечатлел очень неоднозначныйи кипучий период нашей истории. Духовная
атмосфера была так насыщена, что картина нередко становилась настоящим полем
боя для разных течений общественной жизни.
Наверное,
потому о каждом из них так много рассказывают экскурсоводы. Даже
"Аленушку" Васнецова можно "читать", как книгу, не менее
получаса. Что уж говорить о больших философских полотнах Иванова, Репина,
Сурикова...
То, что
ищут в русском реализме иностранцы, наверное, и мы еще не совсем поняли и
нашли. Что ж, время есть - Третьяковка готова шагать вместе с Россией и до
следующего векового рубежа.