ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

 

«Сидел я на угоре над рекой, песню плел, река мимо бежала, журчала, мне помогала. Мы с рекой в ладу, в согласье живем. Песню плету, узоры песенны выплетаю», — начинал сказку свою сказывать, плести Степан Писахов. И известна тайна умельцам северным, что из коры березовой песню тоже сплести можно, и рассказать свою — берестяную сказку волшебную.

Городские, как я, очень любят поделки деревянные, берестяные... Норовят свою квартиру диковинными резными полочками, туесами тиснеными, коробами цветастыми уставить. Кому это модным кажется, а кому с деревом в наших домах бетонных легче дышится. Да и что говорить, всяк это любит. Вот только печально, если сам неумеха по дереву работать, а в магазинах пусто — все одни доски разделочные от «Порато баско...»

В голубом, ветхом доме, где даже стекла в окнах стариками глядят, располагаются мастерские народного фонда. Во дворе поленья раскиданы, корни во все стороны торчат. Лестница скрипит, в коридоре, хоть глаз выколи, сыростью, затхлостью пахнет. Нерадостно. А распахнул дверь в мастерскую Юрия Валентиновича Ходия, и так березовым духом пахнуло. Ну все, в лес попал. Да какой! Сказочный, волшебный.

 

«Пред глазами конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой...»

 

— Таких коней берестяных штук пятнадцать в табун на всем свете наберется. Уже пять лет, как плету.

— А как придумалось такое? Во сне, что ли, увидели?..

— Не-е-т, — смеется. — Солонник берестяной плел, да вдруг думаю: дай-ка ноги приделаю, потом хвост, голову, гриву... Как сами напросились. И объяснить трудно.

Подумалось мне: сколь сильны народные традиции, и какую волюшку воображению дают! Талантливый мастер всегда фантазирует, чуть отходит от канонов, но сохраняет древний контур, выполняя утилитарную вещь, тот же туес, собственным видением, настроением.

— От канонов отступать можно и нужно, но гармонично, чтобы сохранить традицию, — как бы прочитав мои мысли, поправляет меня мастер.

А знал ведь наверняка, когда коней плел, что образ коня уходит глубокими корнями в далекую древность. С ним было связано множество обрядовых мотивов. Был конь крылатый, и в доисторические времена птица и конь имели одно значение. У нашего русского Сивки-Бурки, вещего Каурки, тоже по бокам птичьи крылья. Я не удержался, подошел, потрогал берестяной бок коня. А он теплый такой, мягкий, будто живой. Береста аж бархатится...

— У вашего коня и масть особая, рыжая в пятнышко, каурый.

— Это береста такая, силодёром ее называют, когда сок в березе успокоится, плащ ее березовый присохнет. Рвешь с силой...

— А не жалко дерево, гибнет ведь оно?

— Жалко. Прощения просишь: прости, милая, не во злобу... Настоящий мастер ни за что дерева не погубит. А силодёр редко берешь. Самый промысел в конце июня, в июле. Сокодвижение в березе, она сама и отдает кору.

Юрий Ходий — человек не очень до слов охочий, сказки сказывать не любит. Вот и я — про масть каурую, а он меня на землю возвращает: мол, кора такая, силодёром зовется. А все-таки не спроста конь рыжий. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или совершенно белый или огненно красный. У коня натура буйная, и подобен он пламени. В верованиях древних славян он охраняет жилище от злых духов. Вот почему на самом высоком месте дома язычники укрепляли деревянную голову коня. И чем больше раскрывался в беседе Юрий Ходий, тем явственнее ощущалась в нем интуитивная тяга к древнему язычеству, раннему христианству. Возрождает он исконно северные народные традиции. Ведь элементы язычества сохранились на Беломорском Севере вплоть до XXI века.

Оглядываюсь: со стены на меня маска берестяная шишкины глаза таращит, будто Леший посмеивается. В каповых вазах лесные букеты чудным цветом приманивают, под потолком птицы щепные крылья расправили.

Образ птицы в русских сказках связан с далеким пространством, в частности, с морем. Сесть на птицу — значило сесть в лодку. Не потому ли народные умельцы туловище птиц щепных вырезают наподобие лодки?

Но что это, над столом-то свесилась не царь-птица... ворона! Пузатая такая, носатая.

— Почему вдруг ворона, Юра?! Так непривычно, глаз уже пообвык к горделивым птицам счастья...

— Настроение у меня веселое было. Ворона — она лю-бо-пыт-ная! — хитро прищурился он.

Юрий Ходий молод. Ему чуть больше сорока пяти. Потому в общении с ним я не испытывал робости. Но вместе с тем удивлялся. Твердо до сих пор убежден был, что все народные умельцы седовласые старцы с бородами. Сидят себе в деревнях по избам и народ искусством своим удивляют.

— В основном плести люди начинают, когда в город перебираются, или ближе к пенсии. Вспоминают вдруг: мой дед плел, а я что, не умею? Все больше молодежи увлекается резьбой по дереву, плетением. Архангельск очень славится своим декоративным искусством. Вот в Мурманске нет мастеров. Была там зональная выставка, так все было скуплено мурманчанами. Вскоре и музей они открыли.

— Юра, расскажите, как народным мастером стали? Мне почему-то кажется, что и судьба у вас должна быть необычная.

— Обычная... Родился в Архангельске, а детство провел я в деревне Выселки Приморского района. Сколько помню себя, все рисовал и до сих по кисть не бросил. Люблю северные пейзажи. Школу художественную окончил в Архангельске, после больше не учился. Тогда «Беломорские узоры» открылись, я в окнах вижу: люди увлеченно строгают, вырезают. И мне захотелось. Резьбе по дереву учился у Виктора Карзина.

— А почему там не задержались?

— Поточный метод меня смутил, времени для творчества не оставалось. Год отработал, а после армии понял — не мое... Я люблю удивлять своим искусством. Бывает, столько идей разом захватит, что, кажется, и жизни не хватит, чтобы сделать все...

— А как выдумывается?

— Меня всегда мысли одолевают, когда иду быстро-быстро... Кажется, и не вижу никого вокруг. Чтоб не забыть, в блокноты зарисовки делаю. Вон их у меня сколько...

Листаю множество блокнотов, какие-то из зарисованных поделок уже на полках стоят, а какие-то ждут рук мастера. На одном из листков конь нарисован, только грива не кудрявая, а будто ветром расчесанная. На других страничках рукой Юры написано: «Сделать как можно быстрее». Это, видно, затем, чтоб настроение, как говорит Юра, на бегу пойманное, не потерять.

— С берестой восемнадцать лет работаю. Материал этот очень покладистый, эластичный, как кожа. Учился у Дмитрия Евгеньевича Задорина. Тростник люблю, лозу ивовую, последнее время и со стружкой все интересней работается...

В углу мастерской завис желтый, с тонкими паутиновыми сочленениями, тростниковый фонарь. А с него свешиваются, блеском перламутровым отливают стрежковые звезды.

— С деревом нельзя работать холодными руками. Дерево — самый теплый материал, он отдаст энергию, накопленную веками. Отдаст ее мастеру... Только что рожденное изделие еще холодит, но если его природная энергия богата, то и через десять лет от него будут исходить ласковые токи.

В русских сказках дерево как бы соединяло два мира: земной и небесный. Есть в сказках и «поющие деревья» — березы, светлоглазые певицы... Лес считался именно тем тридесятым царством, откуда вынесенные волшебные предметы имели целительную, чудодейственную силу: золотой прутик, вода живая и мертвая, лист зеленый, раны заживляющий...

— Дерево зачаровывает, и не только в лесу, — не спеша рассказывает Юра. — Держишь иногда в руках замысловатую чурку и чувствуешь, как твоя энергия и природная сливаются воедино, а в мыслях уже рождается, будто кем-то нашептанный образ. И тогда нельзя оторваться от работы. Кабы не домашние заботы, все дни и ночи работал бы и усталости не чувствовал. Дерево силы дает.

Талантливого мастера угадать несложно. И подсказкой тому — его поделки. Будь то лапти или корзина. Раньше, в старину, плели и вырезали, чтобы в хозяйстве пользоваться. Вещь должна быть и добротной, и ноской — этому учили, передавали из поколения в поколение. Но редко встретишь мастера, который не нахваливал бы свою вещь, пусть даже корзину: она у него и легкая-то и красавица, даже береста солнышком отливает...

А напоследок я самое сильное свое впечатление от мастерской Юрия Ходия оставил.

Среди акварельных рисунков, строгих северных пейзажей, в первую же секунду глаза выхватывают потрясающие по простоте, самой природой писанные берестяные картины. Оправленная в скромную деревянную рамку березовая кора, при долгом в нее вглядывании, способна менять своими линиями, пятнами и древними наростами всевозможные сюжеты. Неясные образы собственных ассоциаций переносятся на ее природную основу. Кусочек древнего леса, с паутинкой бабьего лета, как бы зовет, втягивает в свою первозданность, нетронутое целомудрие. Я от изумления слова вымолвить не мог...

— Однажды нарезал берестяные полосы, и вдруг задержал взгляд на березовой коре. Да ведь она сама — чудо! Даже ее червоточинки как чьи-то углевые наброски. И в мыслях уже проносятся древние лики, наскальные рисунки, то солнечный закат, то радужная игра... Как грамоты берестяные. Вскочил, как сумасшедший, ножницами вырезал и вот, смотрите, что получилось.

Юра достал из заветного места лист березовой коры. Но когда я посмотрел на него, у меня даже кончики пальцев похолодели. На бездонном, космическом фоне скорбно застывшая фигура. Берестяная икона!

Материал и тема оказались в каком-то удивительном родстве. Возвышенное и земное соединились, и тема обрела истинно народный характер.

Юра начал объяснять, что он еще дополнит икону тростниковыми лучиками, чтобы нимб образовался, протянет шнур холщовый... Но я пребывал в каком-то оцепенении.

— Скажите, вы у кого-то увидели подобное или...

— Нет, это моя идея, если хотите, мой эксперимент. Признаюсь, что и показывать никому пока не хочется...

Понятно, ведь это его открытие. И оберегает он его, как в старину берегли новорожденного от чужого, дурного сглаза. Но недолго уж осталось всем ходиевским диковинкам от людей хорониться. В начале ноября откроется выставка народного мастера — в одной из северных изб в Малых Корелах. И среди вещих птиц, рыжего табуна будет завораживать приходящих его берестяная икона.

Помните, если долго-долго смотреть на освещенный ярким солнечным светом предмет, то, закрыв глаза, можно разглядеть его мельчайшие подробности. Мои впечатления от искусства Юрия Ходия подобны вспышке. Забыть не смогу.

А все-таки, как мудро Степан Писахов говорил: «...о словах писаных рассуждаю. Напишут их, они и сидят на бумаге, будто неживые. Кто как прочитат. Один промычит, другой проорет, а как написано, громко али шепотом, и не знают... Горячи слова завсегда торопыги». И если мои слова горячие кого-то не убедили, попытайтесь увидеть удивительное искусство Ю. Ходия сами.

Александр ХУДОЛЕЕВ

г. Архангельск

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Star (15.08.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 6227 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/79
Всего комментариев: 3
3 Виктор КНЯЗЬКОВ  
0
Вы правы, Елена, читаю материал "Между небом и землей", который открывается словами из сказки Степана Григорьевича Писахова: «Сидел я на угоре над рекой, песню плел, река мимо бежала, журчала, мне помогала. Мы с рекой в ладу, в согласье живем. Песню плету, узоры песенны выплетаю». Так только истинно русский человек может сказать, безгранично любящий свой край, свою Родину... За очерк спасибо.
Виктор КНЯЗЬКОВ

2 Елена ШМОНИНА  
0
Своеобычен, оригинален язык сказочника Русского Севера Степана Григорьевича ПИСАХОВА. А как читаются его сказки, умные, острые на язык, запоминающиеся на всю жизнь! Я в трудные минуты перечитываю их. Знаете, и на душе легче становится от наших суетных дней, наполненных, казалось бы, неразрешимыми проблемами.
Елена ШМОНИНА

1 Владимир НОСКОВ  
0
Экспозиция "Звоны северные", описанная А. Худолеевым, заслуживает государственной поддержки. Каждый год теряется большое количество памятников народного искусства. Спасибо автору за доставленное удовольствие от прочтения...
Владимир НОСКОВ
17 августа 2010 г.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845