ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН
Август 1986 года,
центральный район Вены — Иннерештадт, Зингерштрассе. Сегодня на этой узкой и
обычно тихой улочке австрийской столицы — огромное скопление зевак. Здесь,
обливаясь потом от почти тропической жары, маршируют современные «рыцари» в
ритуальных одеяниях: белых плащах с нашитыми на них черными крестами из тонкой
кожи. Впереди шествует гроссмейстер тевтонцев Ильдефонс Паулер, который стал
верховным иерархом ордена в 1970 году, сменив на этом посту «теоретика» и «историографа»
тевтонцев Мариана Тумлера, «правившего бал» целых 22 года. Чтобы у тех, кто
наблюдает эту процессию, не сложилось впечатления, что они попали в мрачную
эпоху средневековья, какие-то юркие молодые люди в цивильной одежде настойчиво
суют им в руки шедевр современной полиграфической техники — журнал «Дойчер
орден» («Немецкий орден»). Какую же роль играет ныне на европейской арене этот
поддерживаемый папой римским католический духовно-рыцарский (или
военно-монашеский) орден? С помощью каких ухищрений и приемов Тевтонскому
ордену — этому обломку средневековья с его архаическими атрибутами, инквизиторскими
идеалами и клерикально-велико-германской символикой удалось остаться «на
плаву» в наше время? Об этом рассказывает историк Борис ПЕЧНИКОВ.
Человек, пришедший с дождем
Вот уже третьи сутки
подряд холодный осенний дождь нескончаемыми потоками заливал улицы и крыши
домов Трира. Он размыл дороги и виноградники на несколько километров вокруг.
Город погрузился в мрачное оцепенение, как бы отрезанный от всего мира, хмурый
и одинокий, словно Ноев ковчег в день всемирного потопа. Жители попрятались за
глухими, окованными железом ставнями, подсчитывая убытки и коротая унылые
вечера за картами и рукоделием. Еще долго будут вспоминать в Трире этот дождь,
пришедшийся как раз перед сбором урожая и принесший разорение стольким семьям,
существовавшим от продажи знаменитого мозельского вина.
Если бы кто-нибудь из
горожан решился в этот непогожий осенний вечер выглянуть на улицу, возможно, он
увидел бы высокого человека в черной одежде священника, с маленьким саквояжем
в руке, упрямо шагавшего под проливным дождем. А если бы этот горожанин подошел
к прохожему и заглянул ему под капюшон, то его, несомненно, поразили бы
серо-голубые со стальным отливом глаза, пристальный взгляд, резко очерченный
рот, квадратный подбородок «викинга» и преждевременные морщины на еще молодом
лице.
Видимо, незнакомец
пришел издалека. Об этом красноречиво свидетельствовали смертельно усталый вид,
забрызганные грязью сапоги и плащ. И не было никаких сомнений, что он промок до
последней нитки.
Любопытному провинциалу
хватило бы на несколько дней пищи для размышлений о причинах, заставивших этого
загадочного человека пуститься в путь в столь ненастную погоду. Но приход его
остался незамеченным. Не приоткрылась ни одна дверь или ставня, и даже стены,
которые в провинции обыкновенно имеют глаза и уши, остались слепы и глухи.
Неподалеку от готической
церкви Либфрауэнкирхе незнакомец остановился и откинул с головы капюшон.
Огляделся в нерешительности. Наконец, словно приняв какое-то решение или
вспомнив что-то, он подошел к небольшому дому рядом с церковью и громко
постучал в ставень. Ему пришлось постучать еще не один раз, прежде чем за
дверью послышался раздраженный голос:
— Кто там?
— Это я, комтур
Хельмут. Вам привет от великого магистра Паулера и личное послание от
фамильяра Габсбурга.
После некоторого
колебания дверь открыли. В проеме показался грузный мужчина с испуганным
выражением на заспанном мучнистого цвета лице. Он прищурил и без того узкие
глаза и стал вглядываться в незнакомца. Потом отодвинулся в сторону и
произнес:
— Входите.
Тщательно закрыв дверь,
хозяин пошел впереди, показывая нежданному гостю дорогу. Они миновали узкий
коридор и очутились в небольшой, безвкусно обставленной гостиной. Под
растерянным и встревоженным взглядом хозяина комтур Хельмут повозился пару
минут с замками саквояжа и достал из него объемистый пакет белого цвета. Тот
даже не стал его вскрывать: многочисленные сургучные печати рассеяли все его
сомнения. Он засуетился вокруг Хельмута.
— Простите мое
недоверие, господин комтур, но кто бы мог ожидать вас в такую погоду.
Скорее снимайте с себя все, вы насквозь
промокли.
Хельмут послушно стал
раздеваться. Под плащом с капюшоном на нем был надет плащ с огромным черным
крестом.
Вода, стекавшая с его
одежды, образовала на полу большое пятно, казавшееся при тусклом свете торшера
лужей крови. Хозяин дома испуганно перекрестился и запричитал:
— К чему только
нужно так мучить себя, неужто нельзя было подождать?
— Да, последние три
километра мне пришлось идти пешком, — устало
отозвался Хельмут. — Но депеша от фамильяра Габсбурга весьма
срочная, господин Конрад. И завтра здесь
же, в Трире, необходимо созвать на совещание весь бальяж Лотарингии. Придется
повертеться. Расходы берет на себя гроссмейстер, который завтра прибывает в
Трир из бапьяжа Кобленц.
Эти события
разыгрывались отнюдь не во времена средневековья и, увы, не являются плодом
фантазии автора. Место действия — город Трир, земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ;
время действия — сентябрь 1986 года; действующие лица комтур Тевтонского
ордена Хельмут и брат-рыцарь того же ордена Конрад.
Как, могут удивиться
наши читатели, неужели в конце XX века возможна активная
деятельность каких-то тевтонцев? Может быть, этот орден и существует, но не
более как «опереточное» явление. Ведь в Большой советской энциклопедии о
тевтонцах сказано, что «восстановленный в 1834 году в Австрии орден имеет
небольшое число членов и не играет существенной политической роли».
Скажем сразу, не следует
торопиться с выводами, ведь порой не количество определяет общественный вес и
политическое влияние той или иной клерикальной организации.
...Август 1986 года,
центральный район Вены Иннерештадт, Зингерштрассе. Сегодня на этой узкой и
обычно тихой улочке австрийской столицы — огромное скопление зевак. Здесь,
обливаясь потом от почти тропической жары, маршируют современные «рыцари» в
ритуальных одеяниях: белых плащах с нашитыми на них черными крестами из тонкой
кожи. Впереди шествует гроссмейстер тевтонцев Ильдефонс Паулер, который стал
верховным иерархом ордена в 1970 году, сменив на этом посту «теоретика» и «историографа»
тевтонцев Мариана Тумлера, «правившего бал» целых 22 года. Чтобы у тех, кто
наблюдает эту процессию, не сложилось впечатление, что они попали в мрачную
эпоху средневековья, какие-то юркие молодые люди в цивильной одежде настойчиво
суют им в руки шедевр современной полиграфической техники журнал «Дойчер орден»
(«Немецкий орден»). Один экземпляр этого издания достался и мне. На первой же
странице — броская и витиеватая реклама, из которой следует, что «Дойчер орден»
официальный орган Тевтонского ордена, выходящий ежеквартально и
предназначенный «для братьев, сестер, фамильяров (почетных тайных членов
ордена. Ред.) и друзей». Этот журнал
«словом и фотографиями рассказывает о нынешней жизни ордена, его деятельности,
его почти восьмивековом пути, его радостях и заботах». Далее утверждается (и,
как мы убедимся впоследствии, не без оснований), что тевтонцы имеют много
друзей и покровителей, официальных и тайных членов почти во всех странах мира,
а «Дойчер орден» «излучает» свою вербальную пропаганду главным образом на шесть
европейских государств. В рекламе предлагается заказы на подписку направлять
либо в адрес резиденции гроссмейстера Тевтонского ордена в Вене, либо по
некоторым адресам в ФРГ.
Подобного
рода шествия тевтонцев по городам и весям Австрии, ФРГ, Италии и Нидерландов,
их митинги, демонстрации, публичные дискуссии в клубах и на парковых эстрадах
за последние 15 лет мне довелось наблюдать не единожды. Иногда мероприятия
ордена проводятся в то же время и в том же месте, где устраивают свои шабаши
неонацисты, реваншисты, представители крайне правых партий, в том числе так
называемого «Паневропейского союза» и его молодежных организаций. Орден не
делает секрета из того, что в число его «тайных» членов — фамильяров входили и
входят многие государственные и политические деятели ФРГ и Австрии, такие,
например, как покойный федеральный канцлер Конрад Аденауэр и ныне
здравствующий и процветающий отпрыск австрийской императорской династии Отто
Габсбург. Кстати сказать, в начале XX века Тевтонский орден
считался чуть ли не «домашним орденом» габсбургской семьи.
Из исторических хроник,
романов, кинофильмов вырисовывается облик тевтонца, каким он сложился на
протяжении почти 800-летней истории существования этого ордена: агрессивный,
беспощадный, кровожадный, лицемерный, коварный и жадный до чужого добра
рыцарь-монах. Нынешние же «крестоносцы» характеризуются примерно такими же
чертами, как члены полусекретной католической организации «Опус Деи» («Божье
дело»):
«Блестящая фигура супермена, гордого, дерзкого, волевого, привыкшего обожать
своих начальников, но в общем презирающего всех рыцаря господа, ревностного и
незаметного, дисциплинированного до крайности, нетерпимого и жестокого». И
обработанные в таком духе нынешние тевтонцы развили деятельность для
осуществления возложенной на них Ватиканом и крайне правыми
западноевропейскими силами миссии упрочения позиций своего ордена этой
религиозно-политической организации, связанной с реваншистскими и клерикальными
кругами, а также с самыми реакционными группами монополистического капитала.
Какую же роль играет
ныне на европейской арене этот поддерживаемый папой римским католический
духовно-рыцарский (или военно-монашеский) орден? С помощью каких ухищрений и
приемов Тевтонскому ордену — этому обломку средневековья с его архаическими
атрибутами, инквизиторскими идеалами и клерикально-великогерманской символикой
удалось остаться «на плаву» в наше время? Для ответа на эти вопросы необходимо
хотя бы бегло пролистать страницы истории ордена.
Без духовности и рыцарства
Предтечей современных
тевтонцев явились германские завоеватели VIII века, положившие начало
агрессии и военному разбою на многострадальном Европейском континенте.
Вторжение немецких орд в славянские земли к востоку от рек Лабы, Одры и Вислы
было кровавой «увертюрой» к той варварской «симфонии», которая позднее будет
названа «Дранг нах Остен» «,Натиск на Восток». Именно тогда был начат
многовековой крестовый поход, обагривший кровью Европу и Азию и оставивший
после себя руины и пепелища городов и деревень. Исторические хроники донесли до
потомков леденящие душу подробности варварских деяний средневековых германских
рыцарей, которые отличались неимоверной жестокостью.
История германской
агрессии на Восток — это одна из самых мрачных страниц в летописи
международных отношений феодального периода. Не только кровью и мечом
покоряли германские феодалы, а затем тевтонцы земли западных славян, пруссов,
литовцев, латышей, эстов, они действовали ложью, вероломством, коварством,
натравливая племена друг на друга, осуществляя предательскую дипломатию для
реализации своих захватов. В стремлении огнем и железом покорить славян и
завладеть их землями эти «крестоносные» разбойники под предлогом насаждения
христианства и крещения язычников творили злодеяния, казалось бы, никоим
образом не совместимые ни с религией, ни с моралью, ни с проповедями
христианского человеколюбия и милосердия. «Наши немецкие князья, — жаловался
один славянский вождь епископу, так нас гнетут, наши налоги и рабство так
велики, что нам ничего не остается, как живыми лечь в гроб. Ежедневно нас
тиранят до полусмерти. Как вы хотите, чтобы мы исполняли обязанности,
налагаемые на нас новой религией, когда нас ежедневно вынуждают к бегству? Если
бы только нам найти место, куда скрыться».
Вскоре в Прибалтику на
помощь немецким феодалам, «уставшим» грабить и разбойничать, прибудут и
рыцари Тевтонского ордена. Но до этого тевтонцы «получили закалку» в крестовых
походах в Палестину, которые организовывались папством под предлогом «освобождения
гроба Господня».
В период между 1100 и
1300 годами возникло 12 духовно-рыцарских орденов, которые превратились в
настоящие «штурмовые отряды» папства, использовавшиеся в борьбе против
мусульман и язычников, а также для грабежей и захвата чужих земель. Самыми
крупными из них были: орден госпитальеров (иоаннитов), тамплиеров (храмовников)
и тевтонцев. Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода
(1189–1192 гг.). Его полное латинское название — «Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum» («Орден дома святой Марии Тевтонской»),
немецкое «Deutscher Orden»
«Немецкий орден». Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского
ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных
монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена
полностью зависели непосредственно от папы римского, являясь его мощным
орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились
их владения. Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, —
достижение действием божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного
предания себя воле божией через аскетический подвиг, совершаемый каждодневно в
течение всей жизни. В период образования Тевтонского военно-монашеского ордена
уже редко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостей
земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати
духа святого. Тевтонские рыцари-монахи цинично смеялись над постулатом, что,
свершая свой духовный подвиг, монах приближается к богу, делается чище,
духовнее, смиреннее.
В 1198 году орден был
утвержден папой Иннокентием III, а в 1221 году папа
Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии,
иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и
тамплиеров.
На захваченных в
Палестине землях крестоносцы (в том числе и тевтонцы) вели себя как настоящие
грабители. Для всех духовно-рыцарских орденов, а для тевтонцев в особенности,
их монашеское одеяние было, как овечья шкура для матерого волка, а проповеди
миролюбия, гуманности и необходимости борьбы с «неверными» фиговым листком,
которым прикрывалась их хищническая сущность.
Особенно зловещую роль
сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики и Пруссии. Примерно с 1215
года по инициативе папы римского Иннокентия III германские феодалы
форсируют проникновение на восточное побережье Балтийского моря под предлогом
христианизации языческого племени пруссов. Еще в 1201 году епископ Альберт
основал город Ригу и учредил с благословения того же Иннокентия III
духовно-рыцарский орден меченосцев, или Ливонский орден. С тех пор в Прибалтику
стал стекаться европейский рыцарский сброд, дабы урвать свой кусок от жирного прибалтийского
пирога. Развернулись кровавые операции по насильственному обращению в
христианство местного населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). Единства
среди этих племен не было, да и немецкие феодалы и меченосцы натравливали их
друг на друга. «Если бы эти племена были единодушны, — писал К. Маркс, — то
христианско-германская скотская культура была бы вышвырнута вон».
В 1226 году по договору
гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фон Зальца с польским удельным князем
Конрадом Мазовецким «для защиты Мазовии от пруссов и литовцев» орден получил
Хелминьскую землю и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал
покорение пруссов — группы племен, издревле населявших южное побережье
Балтийского моря между нижним течением рек Вислы и Немана.
Тевтонский орден стал
жестоким, коварным и чрезвычайно опасным врагом не только для язычников, но и
для соседних христианских народов. В старых летописях содержатся единодушные
обвинения тевтонцев в алчности, жестокости, спеси и даже недостаточном
истинном усердии в распространении христианства. Немецкий писатель Август Коцебу,
известный монархист и реакционер, которого невозможно обвинить в симпатиях к
славянам, писал о тевтонских рыцарях: «Нельзя без содрогания читать описания
всех зверств, которые крестоносцы совершали над несчастным народом. Приведем
только один пример. Еще в конце XIV столетия, когда Пруссия
была полностью покорена и усмирена, великий магистр ордена крестоносцев
Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить
правые руки всем крестьянам его епископства».
За неполные 50 лет
Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорил все прусские земли. От
Польши была оторвана не только Хелминьская земля, но и Восточное Поморье.
Постоянными объектами экспансии тевтонцев стали Добжинская земля и даже Куявия
(раннефеодальное государственное образование восточнославянских племен
Среднего Приднепровья). Крестоносцы представляли также большую угрозу для Литвы
и северо-западных русских земель. Под постоянным натиском ордена была и
западная часть литовской Жемайтии (Жмуди).
Рыцарские ордены в
Прибалтике оказались благодаря жесткой дисциплине и единению во имя грабежей
и разбоя намного сильнее прибалтийских племен в политическом и военном
отношениях. Дипломатия Тевтонского ордена, первоначальный импульс которой
придал один из искуснейших и вероломнейших дипломатов того времени,
гроссмейстер Герман фон Зальца, отличалась беспринципностью, неразборчивостью
в выборе средств, а также лживостью и беспардонностью. Имя тевтонца стало для
поляков, литовцев и русских синонимом жестокости и бесчестия, наглости и
глумления над самим знаком креста символом христианства и ордена.
В 1261 году после
поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцами пруссы подняли восстание
против крестоносных поработителей. Выступления пруссов прокатились по всей
Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалось окончательно покорить это гордое
и свободолюбивое племя. «К концу XIII века, — отмечает К.
Маркс, — цветущая страна была превращена в пустыню, на месте деревень и
возделанных полей появились леса и топи, жители были частью перебиты, частью
уведены, частью вынуждены выселиться в Литву».
Чтобы удержать свое
господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжали беспощадно истреблять всех,
кто пытался оказать им малейшее сопротивление. Вот, например, как описывает
«Хроника Ливонии» поход крестоносных завоевателей: «И разделилось войско по всем
дорогам и деревням, и перебили они повсюду много народа, и преследовали врагов
по соседним областям, и захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец,
сошлись вместе у замка. На следующий и на третий день, обходя все кругом,
разоряли и сжигали, что находили, а коней и бесчисленное множество скота
угнали с собой... Многие язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской
лед, погибли, замерзши от холода».
В 1236 году большое
войско тевтонцев вторглось в ливонские земли, предав их огню и железу. Но
псов-рыцарей опрокинули воины объединенного Литовского государства. «Этих псов жестоко отдули», — констатирует
К. Маркс3.
Через год после этого
события Тевтонский орден объединился с Ливонским орденом. Магистру тевтонцев
(получившему титул великого магистра — гроссмейстера) подчинился магистр
Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером).
Объединив таким образом свои силы, германские рыцари стали готовиться к новому
«Дранг нах Остен».
У Тевтонского ордена
были могущественные покровители: папа римский и германский император, которые
всегда поддерживали крестоносцев во всех их столкновениях не только с
недавней языческой Литвой, но и с давно уже христианизованной Польшей.
Вступив в союз со
шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожать Пскову и Новгороду. «Укорим
словеньский язык» — таков, по словам летописца, был лозунг тевтонцев. Римские
папы давно стремились к мировому господству, и особенно манила их Русь с ее
неисчислимыми богатствами. Поработив ливов, эстов и пруссов руками тевтонцев,
католическая церковь протянула свои щупальца и к Руси. Тяжелые времена
переживала в то время наша родина: татаро-монгольское иго тугой петлей давило
горло русского народа. Как раз этой ситуацией и хотели воспользоваться
псы-рыцари.
В июле 1240 года в
Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве,
стала в устье Ижоры. Утром 15 июля русское войско под водительством
новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом
разгромило их. В этой знаменитой битве, за победу в которой Александр был
назван «Невским», русский князь, как повествует летопись, «самому королю
возложи печать на лице острым своим мечом».
Борьба со шведскими
захватчиками была, однако, лишь составной частью обороны Руси. Тевтонские
рыцари в 1240 году с помощью датских феодалов захватили город Изборск, а затем
и Псков, после чего появились вблизи Новгорода. Александр Невский разбил
псов-рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, «землю ордена пожже и повоева,
и полона много взя, а инных иссече». А 5 апреля 1242 года произошла
историческая битва против тевтонцев на Чудском озере, получившая название
Ледового побоища, в ходе которого одних только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев
попало в плен. «И бысть та сеча зла и велика, и треск от копий ломления и звук
от мечного сечения... и не бе видети льду, покрыто бо все есть кровию».
Победа над тевтонцами на
Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей истории, как русского, так
и других народов Восточной Европы. Благодаря Ледовому побоищу был положен
предел грабительскому продвижению тевтонцев на Восток, которое в течение
столетий германские правители осуществляли при поддержке римской курии. «Прохвосты,
— по выражению К. Маркса, — были окончательно отброшены от русской границы».
Так почти 750 лет назад провалились попытки этих отдаленных предтеч
гитлеровских «белокурых бестий» покорить русский народ. Пророчески прозвучали
дошедшие до нас из глубины веков слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам
пойдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
Конец XIV
начало XV века были временем расцвета военного
могущества Тевтонского ордена, получавшего большую помощь от
западноевропейских феодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы
объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским
орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой — с другой, вновь вспыхнула
война, получившая название Великой. Решающая битва между армией Тевтонского
ордена и польско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под
Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы Танненбергом). Под
предводительством великого князя Литовского Витаутаса были разгромлены
основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и
крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в
которой погибли гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген и почти все члены военного
руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая
мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский
орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он
помощи у папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить
расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и
восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и
отказаться от политической самостоятельности. По Торунскому миру 1466 года
Польша получила обратно поморские земли с Гданьском, Кульмскую землю и часть
Пруссии. Остальные земли, оставшиеся за орденом, стали вассальными владениями
Польши. Гроссмейстер тевтонцев обязался приносить присягу польскому королю и
лишался права самостоятельно заключать союзы и объявлять войну.
В первой четверти XVI
века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля
1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков —
столицу Польши в белом плаще «священного воинства», украшенном черным орденским
крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского
ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от
польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми
пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского
дворянства (будущего юнкерства) оставались в силе. А еще через день на старом
рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю
польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство,
выросшее на почве воинствующего клерикализма и вступившее в новый этап своего
развития с учетом рационалистической идеи «государственного резона».
Тевтонский орден был
ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия — государство милитаристов и
дворян-крепостников. Новое государство взяло на вооружение старые орденские
принципы агрессивности и вероломности.
Cui prodest?
Казалось бы, после
создания Пруссии орден псов-рыцарей навсегда канул в Лету, оставив о себе злую
память и проклятие народов. Аи нет! Сначала (в 1834 г.) он был восстановлен
с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне
Викторе, который, видимо, для камуфляжа стал называться хохмейстером, что,
естественно, не изменило существа дела), а вскоре де-факто и в Германии, хотя
официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы
возобновили свою деятельность только после окончания второй мировой войны, ибо
братья-рыцари якобы преследовались при нацизме.
Для того чтобы
анатомировать какое-либо социальное явление, вскрыть подлинный смысл и
подоплеку происходящих событий, еще древние советовали ставить вопрос: «Cui prodest?» «Кому выгодно?» Уже с давних пор Ватикан и
католические ордены стали активными союзниками буржуазии в борьбе против
революционного рабочего движения. Будучи «добровольно» интегрированной в
буржуазное общество, католическая церковь стала одной из важнейших его опор.
«Церковные институции, — пишет известный католический деятель Гонсако Арройо,
— со своими вождями, своим персоналом, своим имуществом, своими приходами,
своими учебными заведениями, своими средствами массовой коммуникации, своими
социальными учреждениями и другими организациями (сюда, в первую очередь, стоило
бы отнести католические ордены, в том числе и Тевтонский. — Ред.) являются
интегральной частью капиталистической системы».
|