Характерной чертой нашего времени является возросший общественный
интерес к историческим памятникам Отечества — и сохранившимся, и тем, которые —
увы! — сегодня можно увидеть только на фотографиях. Один из таких не
существующих уже памятников русской духовной культуры — харбинский Николаевский
собор, воздвигнутый в далекой Маньчжурии строителями Китайско-Восточной
железной дороги в 1899 году. Он просуществовал всего 68 лет, но был свидетелем
многих исторических событий. Он стал своеобразным символом русского Харбина —
города, возникшего в «полосе отчуждения» КВЖД на рубеже бурного ХХ столетия.
В 1899 году, когда Харбин только начинал строиться и назывался
еще поселком Сунгари, в новой части города на возвышенном месте был заложен
храм, посвященный Святителю Николаю Мирликийскому. Он был построен всего за
один год. Проект его был выполнен в Петербурге, возводился он под руководством
А.К. Левтеева, главного архитектора города Харбина.
Храм построен из бревен, имел в основании форму креста.
Шатровый купол, звонница и верх алтаря были увенчаны главами с шашечным
покрытием.
Шатровый стиль, в котором был выполнен харбинский
Николаевский собор, в истории русского церковного зодчества считается глубоко
национальной формой русского православного храма. После церковной реформы ХVII века сооружение шатровых
церквей в России было запрещено, но в отдаленных северных районах их все же
продолжали строить, несмотря на рекомендуемый и постепенно утверждавшийся
«византийско-русский» стиль.
Появлялись попытки совместить шатровые традиции с
официальными архитектурными канонами строительства церквей «о пяти верхах». Они
были следствием прогрессивных тенденций к познанию и сохранению древнерусского
зодчества. Представляется, что харбинский Николаевсий собор, построенный в
отдаленном, экономически независимом крае, тоже был такой попыткой: у него был
шатер и в то же время — пять глав.
Собор пользовался особой любовью русских жителей Харбина. На
фоне других церквей он выделялся своей нарядностью и стройностью, деталями
отделки в древнерусском стиле, шашечным покрытием главок, резьбой взлетающего в
небо шатра...
Мне доводилось бывать под его сводами. При входе в него
внимание привлекала медная доска с датой основания и именами строителей. Внутри
— традиционно расписанный иконостас. Большая икона Святителя Николая. Сквозь
витражи вверху — разноцветные лучи света. Ощущение высоты и легкости.
Теплящиеся у икон лампады, мерцающие в полумраке свечи... Все здесь дышало
Россией. Наверное, его пропитанные временем темные бревенчатые стены на
какой-то миг отгораживали каждого входящего от житейских трудностей на чужбине.
Действительно, он был как «корабль в житейском бурном море», по словам одного
харбинского поэта.
Под сводами этого собора, обладавшего замечательной
акустикой, звучали хоровые произведения Д. Бортнянского, П. Чеснокова, А.
Гречанинова и других русских композиторов. Каждый год в октябре здесь
исполнялась полная литургия П.И. Чайковского — так отмечали харбинцы годовщину
смерти великого русского композитора.
Николаевский собор непременно посещали приезжавшие из России
певцы, музыканты, артисты. А бывали в Харбине многие знаменитости — Плевицкая,
Панина, Давыдов, Варламов, Комиссаржевская, Шаляпин, Вертинский...
Собор был свидетелем многих исторических событий. В его
стенах служили молебны и панихиды в русско-японскую войну 1903-1905
годов. На Соборной площади 22 июля 1914 года собрались русские жители в связи с
началом первой мировой войны. После 1924 года, когда управление КВЖД стало
осуществляться совместно советским и китайским персоналом, мимо собора по
Большому проспекту не раз двигались колонны с красными знаменами и
транспарантами в праздничные дни Первомая и Великой Октябрьской
социалистической революции, шли торжества в дни государственных китайских
праздников...
В одном из исторических очерков упоминается, что
Николаевский собор возводился русскими артелями. Но поскольку мастеров по
строительству церквей не хватало, обращались к помощи китайских плотников.
Некоторые из них, по рассказам, в резьбе по дереву даже превосходили русских
мастеров. Вот такое было трудовое сотрудничество.
Интересно, как в условиях «полосы отчуждения» КВЖД
соприкасались разные культуры. Китайские торговцы быстро усвоили русский
церковный календарь: с немалой коммерческой выгодой для себя они появлялись на
улицах с вербами за неделю до Пасхи, с елками — к Рождеству и к Новому году,
пучками душистой травы — к Троице. С почтением китайское население относилось к
иконам Святителя Николая, установленным и в соборе, и на харбинском вокзале,
считая его «хранителем» города....
С другой стороны, русские как и при строительстве дороги,
так и в дальнейшем при ее эксплуатации проявляли чуткость и внимание в
отношении местных религиозных культов. Интересен факт, зафиксированный в
протоколах заседаний правления общества КВЖД 20-х годов прошедшего столетия: значительные средства
на сооружение буддийского храма были найдены путем щедрой субсидии КВЖД, а
также сбора пожертвований, в которых принимало участие и русское население
города.
Но так было не всегда... В период китайской «культурной
революции», в 1966 году, собор был полностью разрушен и сожжен вместе со всеми
иконами...
Недавно мне попали в руки путевые заметки пожилого русского
туриста из США, бывшего харбинца, посетившего город своего детства. Он пишет,
что когда, огорченный, стоял у того места, где когда-то возвышался Николаевский
собор (а теперь там большая клумба), молодой китайский переводчик высказал одну
примечательную мысль: нынешние городские власти сожалеют о разрушении этой
достопримечательности города... Нет средств, мол, а то бы следовало
восстановить этот памятник...
А хорошо бы... Сам дух времени подсказывает эту мысль.
Наше государство, по-моему, равнодушно к своей истории, к своему прошлому. А как известно, будущее нельзя строить, не зная своего прошлого... Так что само собой напрашиваются выводы: эта власть ничего не будет делать в отношении Харбинского собора. Нужно ждать прихода к власти патриотов России. Они-то уж точно примут все меры, чтобы восстановить этот удивительный памятник истории и русской национальной культуры...
Мой прадедушка в далекие годы XIX века принимал участие в строительстве КВЖД. С тем большим интересом я прочитал рассказ "Харбинский собор". Вот каким духом дышал мой предок и его товарищи! Хорошо бы нашим правителям восстановить этот храм. Это ведь наша история, а не зная истории, как известно, нельзя строить будущее... Антон.