ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

ПОЛЕТ ЗВЕНЯЩЕЙ СТРЕЛЫ

ПОЛЕТ ЗВЕНЯЩЕЙ СТРЕЛЫ

 

Лук... Грозное охотничье и боевое оружие. Изобретенное человеком первобытного общества, оно, не из­меняясь по своему функциональному назначению, просуществовало мно­гие тысячелетия, и только в наш век лук потерял свое первоначальное назначение, а стрельба из него стала видом спорта.

Когда мы говорим о луке, то вспо­минаем и искусного стрелка из лука фараона Древнего Египта Рамсе­са II, грозных скифских лучников, которые наводили ужас на воинов могущественного царя Дария, поко­ривших полмира. Вспоминаем и богатырей русских с луками из «серебра и моржового зуба, с шелковыми тети­вами». «Вольные стрелки» Робин Гуда и краснокожие герои романов Фенимора Купера и Майн Рида так­же были вооружены луками и стрелами.

Прекрасными стрелками из лу­ка были и народы, населяющие се­веро-восток Азии: чукчи, азиатские эскимосы, коряки.

У азиатских эскимосов записана легенда, в которой рассказывается о воине, попадавшем стрелой в пят­ку противника. Не правда ли, сразу же вспоминается ахиллесова пята. И хотя Грецию и Чукотку разделяют тысячи километров, да и Троянская война была на несколько тысяч лет раньше, чем столкновения между жителями отдельных эскимосских поселений, тем не менее, идеал мет­кого стрелка один и тот же и у древ­них эллинов и у эскимосов.

В зависимости от того, в каких географических условиях жили люди, какие материалы были под рукой, различно изготавливалось и древко лука. Степняки делали свои луки из дерева, сухожилий и кости, жители лесных районов — из различных по­род дерева, а жители безлесной тунд­ры — из китового уса и дерева.

Различаются луки по конструкции и размерам. Робин Гуд и его това­рищи пользовались 2-метровым лу­ком, сделанным из тиса. Почему у них лук был такой большой, понят­но: они стреляли стоя. Жители степей стреляли, сидя на коне, поэтому лук у них должен был быть меньших раз­меров, иначе неудобно стрелять. И в самом деле, длина их луков, изго­товленных из дерева, кости, сухожи­лий, — 80—120 сантиметров. Причем, чтобы сделать луки более мощными, индейцы американских прерии, мон­голы проклеивали спинку лука (то есть ту часть древка, которая обра­щена в противоположную от стрелы сторону) толстым слоем сухожилий. Эти сухожилия были настолько эластичны, что, когда с лука снимали тетиву, древко выгибалось в сторону спинки и принимало форму овала. Такие луки хранятся в музеях, при­водя в недоумение пытливого посе­тителя: как же стреляли из такого лука?

Среднее положение между выше­описанными конструкциями зани­мали луки народов Севера. Они были длиной в 150—170 сантиметров, а де­лались из березы и китового уса. Иногда употреблялась лиственница.

Однако недостаточно только изго­товить лук, надо было уметь и поль­зоваться им. Могут задать вопрос: а что же здесь сложного? Взял в одну руку лук, в другую — стрелу. Поло­жил стрелу на тетиву, натянул ее и выстрелил. И ничего не получится: стрела пролетит 3—4 метра (если стрелять из большого лука) и упадет на землю. Австрийский этнограф Карл Вейли поставил эксперимент: он предлагал выстрелить из лука своим студентам и никто не смог по­слать стрелу на сколько-нибудь значительное расстояние. Но если бы только в этом заключалось все ковар­ство лука! Даже опытный стрелок рисковал получить при небрежном обращении с этим оружием тяжелую травму. Когда лук был не нужен, что­бы он не терял своей мощи, для сня­тия напряжения с древка снимали тетиву, а когда отправлялись на охоту или в военный поход, тетиву надевали на древко. И вот, например, по одной из гипотез, объясняющих рисунки сцен из жизни скифов на знаменитой Куль-Обинской вазе, находящейся в Эрмитаже, выска­зано такое предположение: воин на­чал надевать тетиву на древко лука, но не справился со своей задачей, древко вырвалось и выбило ему зуб. Словом, лучник должен владеть тех­никой стрельбы. Для этого мальчи­ков с самого раннего детства обуча­ли стрельбе из лука. В сказке кереков — одного из народов, живущего на Камчатке, — «Мальчик с луком» говорится: «Ехал на оленьей упряж­ке керек с женой и маленьким сыном. Мальчику два года было. Отец луком вооружен, и мальчик тоже с луком. Раньше мальчик только начнет хо­дить, отец ему сейчас же лучок сде­лает, чтобы упражнялся в стрельбе». У алеутов — народа, живущего на островах северной части Тихого океана, — в XVIII веке мальчики к десятилетнему возрасту уже одни управляли байдарками, стреляли из лука и считались хорошими охотни­ками. Когда мальчик подрастал, то игра с луком принимала характер состязаний. Известный советский этнограф В. Г. Богораз-Тан писал: «Состязания в стрельбе из лука и ружья составляют одно из обычных развлечений для всех племен северо-востока Азии, так как все они зани­маются охотой».

Охота с луком была очень сложной и опасной. Русский путешественник первой половины XIX века А. Миддендорф наблюдал за охотой на ди­кого северного оленя у жителей полу­острова Таймыр.

По  описанию  ученого  можно  судить, какой сложной и малопродук­тивной была охота из лука на дикого оленя, от которой зависела жизнь этих народов: мясо оленя шло в пи­щу, из шкуры шили одежду и по­крышки для жилища — чума, рога использовались для поделок, сухо­жилия — для нитей, кости — в каче­стве топлива. Поэтому и надо было этим народам обладать изощренной техникой стрельбы. У разных наро­дов земного шара эта техника была различной. Она складывалась из способа натягивания тетивы и поло­жения, в котором держится древко лука.

В принципе тетиву со стрелой мож­но натягивать тремя способами. Стрела берется большим и указа­тельным пальцами за пяту, то есть то место, где находится на древке вырез для тетивы, и тетива отводится на­жимом пяты. Так и мы с вами стре­ляли в детстве из игрушечных луков. Этот способ называют первобытным. Народы Центральной и Южной Азии использовали другие приемы. На большой палец руки надевается специальное роговое или металли­ческое кольцо, им и натягивается тетива. Это — монгольский способ.

Народы северного побережья Сре­диземного моря в древности при стрельбе на указательный и средний пальцы руки надевали специальную перчатку. Между пальцами зажи­малась пята древка, и пальцами же отводилась тетива. Поэтому на них и надевалась перчатка, чтобы не порезаться о тетиву. Такой способ называется средиземноморским. Но точно так же стреляли и народы Се­верной Сибири. По-видимому, эта параллель не случайна, а вызвана схожими условиями жизни в густых лесах. Это сейчас в Средиземноморье мало лесов, а когда-то и на Апенни­нах, и на Пиренейском полуострове, и в Центральной Европе они были густые.

Но натянуть правой рукой стре­лу — это еще полдела. Надо поду­мать о том, как уберечь и левую руку, державшую лук, от обратного удара тетивы: ведь ее натягивали с силой до 32 килограммов. Представьте, что вам на руку упала 2-пудовая гиря. Поэтому существовали специальные приемы, чтобы уберечь левую руку. Японские лучники, например, умуд­рялись в момент выстрела развер­нуть древко лука на 180 градусов, и тетива не доходила до руки. Лучники Центральной и Западной Европы, Сибири поступали проще — на за­пястье левой руки у основания боль­шого пальца надевали специальный щиток.

Различные типы защитных приспо­соблений иногда встречаются при археологических раскопках, что по­зволяет говорить о том, когда тот или иной народ начал совершенствовать свои способы стрельбы из лука.

Кроме того, важное значение в тех­нике стрельбы имеет и положение древка лука. Ведь от этого зависела длина полета стрелы. Лук при стрельбе можно держать вертикаль­но или горизонтально. Первый способ В. Г. Богораз-Тан увидел у чукчей. Долгане пользовались и тем и другим способом. Этнограф А. А. Попов от­мечает, что долгане обычно стреляли из лука, который держали горизон­тально, и только тогда, когда надо было стрелять на дальнее расстоя­ние, держали его вертикально. Этно­граф Э. Ухтомский пишет, что эски­мосы держали лук вертикально, а те­тиву с положенной стрелой отводили до внутреннего края ключицы. И почему одни пароды Сибири держали вертикально лук, а другие — гори­зонтально, понятно. Эскимосы и чукчи издревле заселяли бескрайние открытые пространства тундры. К чуткому зверю они не могли под­красться на близкое расстояние. В то же время жители лесотундры и тайги, маскируясь за деревьями и кустарни­ками, подкрадывались к животному на очень близкое расстояние. Отсюда и способы прицеливания у этих наро­дов были различны. Когда охотник держал лук горизонтально, то наво­дил наконечник стрелы непосред­ственно на цель, такой способ прице­ливания называется прямой навод­кой. Стрела летела на 10—15 метров, но сохраняла большую убойную силу. А когда древко держат вертикально, то охотник прицеливается, глядя од­ним глазом на наконечник стрелы, а другим         на цель. Наконечник стрелы немножко «задран» вверх, вследствие этого стрела летит не по прямой линии, а по некоторой траек­тории, под небольшим углом к горизонту. Такой способ стрельбы назы­вается настильным. При этом способе стрела пролетает значительно боль­шее расстояние. Так стреляют и современные лучники-спортсмены.

Теперь более подробно — о фор­ме защитных приспособлений — пер­чатки и щитка. До наших дней пер­чатки имеются только в собраниях крупнейших этнографических музеев нашей страны: Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого АН России («Кунсткамеры») и Госу­дарственного музея-этнографии на­родов РФ. У коряков и чукчей они в конце XIX начале XX века ис­чезали из обихода в связи с вытес­нением лука огнестрельным оружием, но употреблялись в качестве непре­менного атрибута костюма умерше­го мужчины. Потому что и после смерти, согласно их представлени­ям, мужчина должен был охотиться и воевать.

 

Интересно отметить, что современ­ные лучники-спортсмены при стрель­бе надевают перчатку, рассчитанную на три пальца.

В музеях можно встретить и щитки для защиты левой руки, которые на­девались на запястье. Эти щитки де­лались из кости, кожи, рога и камня. Форма их или овальная, или прямо­угольная. На длинных сторонах этих щитков делались по центру по две пары отверстий для крепления ре­мешков. Такая конструктивная особенность в расположении отверстий отличает щитки народов Сибири от щитков других народов.

Довольно часто встречаются орнаментированные с большим вку­сом щитки. Орнамент геометриче­ский, состоящий из параллельных прямых или волнистых линий. Лако­ничный орнамент удивительно изящ­но сочетается с формой вещи, подчеркивает фактуру материала. К сожа­лению, по-видимому, уже никогда не удастся восстановить смысл этого орнамента, как, впрочем, и на других орудиях, связанных с охотой.

Долог был в истории народов Крайнего Севера звенящий полет стрелы. Проходили тысячелетия, а она все пела и пела свою грозную песню. И только на пороге нашего века сошла с поля боя и охотничьей тропы, превратилась в забаву детей. Но и сегодня они знают о ее славном прошлом. По традиции, маленькие коряки, когда наступает день олене­вода, берут игрушечные луки и стре­лы и отправляются встречать оленьи стада, возвращающиеся из тундры. Увидев оленей, они выпускают в их сторону стрелы, обожженные на костре. Такие стрелы несут добрые пожелания, отгоняют злые силы. Та­кова была и еще одна функция лука.

Категория: Мои статьи | Добавил: Star (24.04.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 6604 | Рейтинг: 5.0/103
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845