Лук... Грозное охотничье и боевое оружие. Изобретенное
человеком первобытного общества, оно, не изменяясь по своему функциональному
назначению, просуществовало многие тысячелетия, и только в наш век лук потерял
свое первоначальное назначение, а стрельба из него стала видом спорта.
Когда мы говорим о луке, то вспоминаем и искусного
стрелка из лука фараона Древнего Египта Рамсеса II, грозных скифских лучников, которые наводили ужас на
воинов могущественного царя Дария, покоривших полмира. Вспоминаем и богатырей
русских с луками из «серебра и моржового зуба, с шелковыми тетивами». «Вольные
стрелки» Робин Гуда и краснокожие герои романов Фенимора Купера и Майн Рида также
были вооружены луками и стрелами.
Прекрасными стрелками из лука были и народы,
населяющие северо-восток Азии: чукчи, азиатские эскимосы, коряки.
У азиатских эскимосов записана легенда, в которой
рассказывается о воине, попадавшем стрелой в пятку противника. Не правда ли,
сразу же вспоминается ахиллесова пята. И хотя Грецию и Чукотку разделяют тысячи
километров, да и Троянская война была на несколько тысяч лет раньше, чем
столкновения между жителями отдельных эскимосских поселений, тем не менее,
идеал меткого стрелка один и тот же и у древних эллинов и у эскимосов.
В зависимости от того, в каких географических условиях
жили люди, какие материалы были под рукой, различно изготавливалось и древко
лука. Степняки делали свои луки из дерева, сухожилий и кости, жители лесных
районов — из различных пород дерева, а жители безлесной тундры — из китового
уса и дерева.
Различаются луки по конструкции и
размерам. Робин Гуд и его товарищи пользовались 2-метровым луком, сделанным
из тиса. Почему у них лук был такой большой, понятно: они стреляли стоя.
Жители степей стреляли, сидя на коне, поэтому лук у них должен был быть меньших
размеров, иначе неудобно стрелять. И в самом деле, длина их луков, изготовленных
из дерева, кости, сухожилий, — 80—120 сантиметров. Причем, чтобы сделать луки
более мощными, индейцы американских прерии, монголы проклеивали спинку лука
(то есть ту часть древка, которая обращена в противоположную от стрелы
сторону) толстым слоем сухожилий. Эти сухожилия были настолько эластичны, что,
когда с лука снимали тетиву, древко выгибалось в сторону спинки и принимало
форму овала. Такие луки хранятся в музеях, приводя в недоумение пытливого посетителя:
как же стреляли из такого лука?
Среднее положение между вышеописанными конструкциями
занимали луки народов Севера. Они были длиной в 150—170 сантиметров, а делались
из березы и китового уса. Иногда употреблялась лиственница.
Однако недостаточно только изготовить лук, надо было
уметь и пользоваться им. Могут задать вопрос: а что же здесь сложного? Взял в
одну руку лук, в другую — стрелу. Положил стрелу на тетиву, натянул ее и
выстрелил. И ничего не получится: стрела пролетит 3—4 метра (если стрелять из
большого лука) и упадет на землю. Австрийский этнограф Карл Вейли поставил
эксперимент: он предлагал выстрелить из лука своим студентам и никто не смог послать
стрелу на сколько-нибудь значительное расстояние. Но если бы только в этом
заключалось все коварство лука! Даже опытный стрелок рисковал получить при
небрежном обращении с этим оружием тяжелую травму. Когда лук был не нужен, чтобы
он не терял своей мощи, для снятия напряжения с древка снимали тетиву, а когда
отправлялись на охоту или в военный поход, тетиву надевали на древко. И вот,
например, по одной из гипотез, объясняющих рисунки сцен из жизни скифов на
знаменитой Куль-Обинской вазе, находящейся в Эрмитаже, высказано такое
предположение: воин начал надевать тетиву на древко лука, но не справился со
своей задачей, древко вырвалось и выбило ему зуб. Словом, лучник должен владеть
техникой стрельбы. Для этого мальчиков с самого раннего детства обучали стрельбе
из лука. В сказке кереков — одного из народов, живущего на Камчатке, — «Мальчик
с луком» говорится: «Ехал на оленьей упряжке керек с женой и маленьким сыном.
Мальчику два года было. Отец луком вооружен, и мальчик тоже с луком. Раньше
мальчик только начнет ходить, отец ему сейчас же лучок сделает, чтобы
упражнялся в стрельбе». У алеутов — народа, живущего на островах северной части
Тихого океана, — в XVIII веке мальчики к
десятилетнему возрасту уже одни управляли байдарками, стреляли из лука и
считались хорошими охотниками. Когда мальчик подрастал, то игра с луком
принимала характер состязаний. Известный советский этнограф В. Г. Богораз-Тан
писал: «Состязания в стрельбе из лука и ружья составляют одно из обычных
развлечений для всех племен северо-востока Азии, так как все они занимаются
охотой».
Охота с луком была очень сложной и опасной. Русский
путешественник первой половины XIX века А. Миддендорф
наблюдал за охотой на дикого северного оленя у жителей полуострова Таймыр.
Поописаниюученогоможносудить, какой сложной и малопродуктивной была охота из лука на дикого
оленя, от которой зависела жизнь этих народов: мясо оленя шло в пищу, из шкуры
шили одежду и покрышки для жилища — чума, рога использовались для поделок, сухожилия
— для нитей, кости — в качестве топлива. Поэтому и надо было этим народам
обладать изощренной техникой стрельбы. У разных народов земного шара эта
техника была различной. Она складывалась из способа натягивания тетивы и положения,
в котором держится древко лука.
В принципе тетиву со стрелой можно натягивать тремя
способами. Стрела берется большим и указательным пальцами за пяту, то есть то
место, где находится на древке вырез для тетивы, и тетива отводится нажимом
пяты. Так и мы с вами стреляли в детстве из игрушечных луков. Этот способ
называют первобытным. Народы Центральной и Южной Азии использовали другие
приемы. На большой палец руки надевается специальное роговое или металлическое
кольцо, им и натягивается тетива. Это — монгольский способ.
Народы северного побережья Средиземного моря в
древности при стрельбе на указательный и средний пальцы руки надевали
специальную перчатку. Между пальцами зажималась пята древка, и пальцами же
отводилась тетива. Поэтому на них и надевалась перчатка, чтобы не порезаться о
тетиву. Такой способ называется средиземноморским. Но точно так же стреляли и
народы Северной Сибири. По-видимому, эта параллель не случайна, а вызвана
схожими условиями жизни в густых лесах. Это сейчас в Средиземноморье мало
лесов, а когда-то и на Апеннинах, и на Пиренейском полуострове, и в
Центральной Европе они были густые.
Но натянуть правой рукой стрелу — это еще
полдела. Надо подумать о том, как уберечь и левую руку, державшую лук, от
обратного удара тетивы: ведь ее натягивали с силой до 32 килограммов.
Представьте, что вам на руку упала 2-пудовая гиря. Поэтому существовали
специальные приемы, чтобы уберечь левую руку. Японские лучники, например, умудрялись
в момент выстрела развернуть древко лука на 180 градусов, и тетива не доходила
до руки. Лучники Центральной и Западной Европы, Сибири поступали проще — на запястье
левой руки у основания большого пальца надевали специальный щиток.
Различные типы защитных приспособлений иногда
встречаются при археологических раскопках, что позволяет говорить о том, когда
тот или иной народ начал совершенствовать свои способы стрельбы из лука.
Кроме того, важное значение в технике стрельбы имеет
и положение древка лука. Ведь от этого зависела длина полета стрелы. Лук при
стрельбе можно держать вертикально или горизонтально. Первый способ В. Г.
Богораз-Тан увидел у чукчей. Долгане пользовались и тем и другим способом.
Этнограф А. А. Попов отмечает, что долгане обычно стреляли из лука, который
держали горизонтально, и только тогда, когда надо было стрелять на дальнее
расстояние, держали его вертикально. Этнограф Э. Ухтомский пишет, что эскимосы
держали лук вертикально, а тетиву с положенной стрелой отводили до внутреннего
края ключицы. И почему одни пароды Сибири держали вертикально лук, а другие —
горизонтально, понятно. Эскимосы и чукчи издревле заселяли бескрайние открытые
пространства тундры. К чуткому зверю они не могли подкрасться на близкое
расстояние. В то же время жители лесотундры и тайги, маскируясь за деревьями и
кустарниками, подкрадывались к животному на очень близкое расстояние. Отсюда и
способы прицеливания у этих народов были различны. Когда охотник держал лук
горизонтально, то наводил наконечник стрелы непосредственно на цель, такой
способ прицеливания называется прямой наводкой. Стрела летела на 10—15
метров, но сохраняла большую убойную силу. А когда древко держат вертикально,
то охотник прицеливается, глядя одним глазом на наконечник стрелы, а другимна
цель. Наконечник стрелы немножко «задран» вверх, вследствие этого стрела летит
не по прямой линии, а по некоторой траектории, под небольшим углом к горизонту.
Такой способ стрельбы называется настильным. При этом способе стрела пролетает
значительно большее расстояние. Так стреляют и современные лучники-спортсмены.
Теперь более подробно — о форме защитных
приспособлений — перчатки и щитка. До наших дней перчатки имеются только в
собраниях крупнейших этнографических музеев нашей страны: Музея антропологии и
этнографии имени Петра Великого АН России («Кунсткамеры») и Государственного
музея-этнографии народов РФ. У коряков и чукчей они в конце XIX начале XX века исчезали
из обихода в связи с вытеснением лука огнестрельным оружием, но употреблялись
в качестве непременного атрибута костюма умершего мужчины. Потому что и после
смерти, согласно их представлениям, мужчина должен был охотиться и воевать.
Интересно отметить, что современные
лучники-спортсмены при стрельбе надевают перчатку, рассчитанную на три пальца.
В музеях можно встретить и щитки для защиты левой
руки, которые надевались на запястье. Эти щитки делались из кости, кожи, рога
и камня. Форма их или овальная, или прямоугольная. На длинных сторонах этих
щитков делались по центру по две пары отверстий для крепления ремешков. Такая
конструктивная особенность в расположении отверстий отличает щитки народов
Сибири от щитков других народов.
Довольно часто встречаются орнаментированные с большим
вкусом щитки. Орнамент геометрический, состоящий из параллельных прямых или
волнистых линий. Лаконичный орнамент удивительно изящно сочетается с формой
вещи, подчеркивает фактуру материала. К сожалению, по-видимому, уже никогда не
удастся восстановить смысл этого орнамента, как, впрочем, и на других орудиях,
связанных с охотой.
Долог был в истории народов Крайнего
Севера звенящий полет стрелы. Проходили тысячелетия, а она все пела и пела свою
грозную песню. И только на пороге нашего века сошла с поля боя и охотничьей
тропы, превратилась в забаву детей. Но и сегодня они знают о ее славном
прошлом. По традиции, маленькие коряки, когда наступает день оленевода, берут
игрушечные луки и стрелы и отправляются встречать оленьи стада, возвращающиеся
из тундры. Увидев оленей, они выпускают в их сторону стрелы, обожженные на
костре. Такие стрелы несут добрые пожелания, отгоняют злые силы. Такова была и
еще одна функция лука.