Более семисот ремесленных цехов
существовало в Торжке в XVIIIвеке. Среди них числились
башмачники, каменщики, кузнецы, речные судостроители. Однако подлинную славу
родному городу принесло неувядаемое в столетиях искусство золотного шитья.
Глубоки исторические корни этого
промысла. Специалисты связывают его зарождение с домонгольской эпохой. Крещение
Руси привнесло в культуру славянских народов вкусы и навыки восточных
ремесленников. Византия щедро делилась своими высочайшими достижениями в
развитии не только духовной, но и материальной культуры. Торговые связи,
частые посольства в Царьград, интерес русских княгинь к заморскому искусству,
многочисленные драгоценные дары из Византии распахнули двери Киевской Руси
уникальным рукоделиям, процветавшим в Константинополе. Можно утверждать, что в
искусстве золотого шитья пересеклись вкусы Азии и Европы. В XV-XVIIвеках в русские земли с новой силой хлынул поток иранских и
турецких тканей. Персидские ткани нежных, пастельных тонов, украшенные легким
травным и геометрическим вытканными узорами, включали изображения зверей,
птиц, человеческих фигурок. Персидские узорочья полюбились золотошвеям.
Тюльпаны, ирисы, шиповник,
гвоздики на волнистых стебельках завоевали себе прочное место в золотошвейных
орнаментах. Турецкие ткани несли отпечаток исламского запрета на изображение
всего живого: в них только цветы, звезды, яркий крупный рисунок, много
красного цвета в соседстве с синим, зеленым. Наблюдательные вышивальщицы
перенимали модное узорочье.
Торжок - единственный старорусский
город, сумевший пронести через века древнее искусство, сохранив его как
промысел в неразрывной связи с традициями седых веков. Здесь, в отличие от
других, процветавших некогда промысловых центров, золотое шитье весьма рано
шагнуло в среду городских посадов, превратившись в промысел простых горожан.
Из монастырских келий и княжеских теремов золоченая нить потянулась к пяльцам
рукодельниц всех сословий Торжка. В зажиточных купеческих домах, торговавших
оптом в Архангельске, Новгороде, «за свейским рубежом» пенькой, ржаной мукой и
сафьяном она украсила богатой вышивкой в новоторжском вкусе праздничные
сарафаны статных купчих и их розовощеких дочерей. Заказы на ворохи приданых и
праздничных облачений неиссякаемо шли к лучшим из лучших рукодельниц.
Засверкали на солнце попоны и седла, чепраки и оплечья, праздничные рубахи и
очелья, шапки и кисейные платки, величественные кокошники, жемчужные венцы и
повойники, переливающиеся на солнце золоченые ленты, передники и девичьи
покрывала, пояса, рукавички и душегреи, сумки, кошели, затейливые ферязи и
остроносые на высоком русском каблуке сафьяновые сапожки и туфли.
Что же представляет из себя золотное
шитье? Так называется одна из сложнейших вышивок золотой и серебряной нитью
по бархату, сафьяну, коже, сукну, кисее. Разнообразные технические приемы,
применяемые мастерицами, выработаны не одним поколением вышивальщиц. Они
придают узору особую декоративность и красоту. Шитье выполняется прядеными
нитями из тонкой позолоченой или серебряной ленточки, накрученной на льняную
или шелковую основу-нитку. Часто рукодельницы используют бить - узкую, тонкую
полоску драгоценного металла, иногда употребляют канитель - тонкую проволочку,
свитую в спираль. Кроме того, применяется тонкий золотой шнур.
В самых древних вышивках были свои особенности в технике
исполнения. Мастерицы пропускали золотные нити сквозь ткань, обозначая на
обратной стороне вышивки линию рисунка мелкими ровными стежками. Это - шитье
«на проем» или «в прокол». Оно считалось среди рукодельниц самым трудным.
Однако позднее вышивальщицы стали работать гораздо проще и удобнее для себя -
«в прикреп». Это техника, при которой золотые или серебряные нити накладываются
на ткань и крепятся на ней поперечными стежками шелковыми нитками в цвет
золота, серебра или, наоборот, контрастной нитью.
Существует множество видов шитья «в прикреп». Среди них
легендарные торжокские высокие рельефные швы: литой, кованый, чеканный. Иначе -
«шитье по карте». Нити настилали по бересте или картону, вырезанными в форме
узора, - то есть «по карте». Они ложились плотно, параллельно друг другу,
создавая ровный, блестящий глухой настил, рельефно выделяющийся на ткани. В
зависимости от достигаемого декоративного эффекта швы и называются литым,
чеканным или кованым. Закреплялись нити настила по краям карты. Литой шов -
гладкий, строгий, без узорного прикрепа, словно отлитый из драгоценного
металла. Кованый шов представлял собой сплошное шитье, при котором узор плотно
застилал ткань, так что она не просматривалась. Его любили применять для
украшения деталей женских головных уборов. Но в том случае, когда нити настила
закреплялись не по краям карты, а в середине поля настила так, что стежки
прикрепа образовывали тот или иной мелкий узор на гладкой поверхности вышивки,
образуя различные геометрические и зигзагообразные узоры («узорные прикрепы»),
- такой шов именуется «чеканым». Узорные прикрепы могут быть самыми
разнообразными. В зависимости от этого их именовали в народном духе:
«городки», «перышки», «ключик», «ягодки с черенком». Согласитесь, названия
такие, словно речь идет о простой крестьянской вышивке. Все эти приемы чеканного,
литого, кованого швов применяются и сейчас. Различные методы наложения швов,
сочетание самых разных узорных разделок на гладкой сверкающей поверхности рождают
удивительную светотеневую игру, составляют главную декоративную силу и
эмоциональную выразительность золотного шитья.
На рубеже XVI-XVIIIвеков золотное шитье претерпевает значительные изменения.
Одной из причин этого стало введение Петром Первым в России западно-европейского
платья. Однако золотное шитье не ушло из обихода, скорее, наоборот. Будучи
традиционной отделкой в Древней Руси, злато-серебряная вышивка обрела свое почетное
место и в новом костюме. В XVII-XVIII веках она становится чрезвычайно модной, в ней стал
широко применяться бисер, сочетание алых, лазоревых, вишневых и зеленых
тканей. Популярным стал узор из трав. Очень часто его вышивали сплошь модными
разноцветными шелками: малиновыми, голубыми и зелеными. Золотная нить в таких
вещах, обогащая общее впечатление, употреблялась лишь в деталях. Блестки,
жемчуг, драгоценные камни, металлические блестящие пластинки в обилии украшали
богатые, дорогостоящие заказы.
Удивительные узоры рождались в пальцах торжокских мастериц. С начала XVIIIвека
орнамент вышивок усложнился. А позднее приобрел некую ясность и четкость в
рисунке. «Особая любовь к растительным формам в их жизненной стихии есть, в
первую очередь, особенность русского народного искусства» - пишет известный
русский ученый М.А. Некрасова. В Торжке растительный узор был особенно любим.
Он составлялся самими вышивальщицами, как правило, из мотивов пышных кустов,
усеянных цветами и плодами, из пышных букетов и затейливых венков. Среди них
мы часто встречаем диковинных птиц и зверей, органически вплетенных в канву
узора. Горожанки любили эти узоры. Такие расшитые золотом изделия имели исключительную
популярность.
Уже с середины XVIIвека,
когда после смутного времени был в основном преодолен тяжелейший
социально-экономический кризис начала столетия, Торжок, сохранив торговую
стабильность, наращивал купеческую среду, а значит - богател. Тяжелейший пожар
XVIIвека нанес ему очередные бедствия. С этим событием связана
новая плановая застройка города. В Эрмитаже хранится удивительный памятник этим
событиям: шитый золотом по светло-красному сафьяну «План города Торжка». Умело
выведены на нем талантливыми руками очертания городских стен, ручья Здоровец.
Оставим
потомкам мастерство
На золотошвейном производстве
мастерицами-золотошвеями создано немало высокохудожественных произведений:
уникальные панно, скатерти, сувениры. Лучшие работы их сохраняются в Тверских
картинной галерее и краеведческом музее народного и декоративно-прикладного
искусства. Полвека назад золотным шитьем мало кто занимался. Пожалуй, только
мастера-энтузиасты. Шили, в основном, все для плана: крепдешиновые блузки, кашемировые
платья.
Душу отводили на семинарах,
организованных сотрудниками НИИ художественной промышленности. Именно здесь
начиналось второе рождение промысла, восстанавливались забытые приемы рукоделия.
Не было даже образцов золотной
вышивки, виной чему стала война, когда по тверской земле прошел молох пожарищ и
разрушений. В Торжке, кстати, по сей день сохранился, и теперь передан в
музей профессионального училища лишь край сарафана XVIII
века, а также часть головного убора.
Интерес к золотошвейной продукции
возрос в семидесятые годы прошлого столетия, когда не только в Торжке, но и в
других городах России женщины стали щеголять в бархатных беретах, украшенных
золотой вышивкой. Не меньшим успехом пользовались шарфики из шелка в сочетании
с золотным и серебряным шитьем.
Постепенно от простых вещей,
какими были закладки для книг, исполненные на местной тематике, типа
«Осташковский рыбак», «Афанасий Никитин», стали переходить к крупным художественным
произведениям.
Пусть они были пока единичными, но
руки золотошвей становились все увереннее, точнее в использовании стародавних
традиций. О золотошвеях узнали далеко за пределами Тверской области.
Вполне закономерным результатом
профессионального уровня стали заказы «Мосфильма» по изготовлению костюмов для
картин «Война и мир», «Анна Каренина», «Посол Советского Союза», «Битва при
Ватерлоо». Во всех этих работах, которые были достаточно интересны,
участвовала и Маргарита Павловна Григорьева, стаж которой на промысле насчитывает
без малого пятьдесят лет. Сейчас она больше занимается индивидуальными заказами,
часто задумываясь над вопросами: «Что ей дал промысел? Изменил ли ее жизнь?»
Все минувшие десятилетия, считает она, прошли под знаком увлекательнейшего
путешествия в мир образов, в профессию, где столько нового, неизведанного.
А разве это не радость для
творческого коллектива, когда из нитей сплетается необычный узор, а затем и
удивительная по красоте картина.
В золотном шитье немало приемов,
с помощью которых на полотне можно фактуру изделия сделать очень красивой. Она
будет сиять, переливаться бликами. В старину швы «в прикреп» выполняли с
различными геометрическими узорами. Были и швы «в раскол», славящиеся своей
высотой. Создавали объемность изделий.
Все это умеет и М. Григорьева.
Но, в отличие от прежних, стародавних специалистов, она свои секреты не таит.
Стремится обучить молодых, чтобы торжокское рукоделие славилось, на забывалось
теми, кто придет на смену в скором будущем. На предприятии творческую «моду»
диктуют выпускники Московского художественно-промышленного училища имени Калинина.
В их руках - дальнейшее развитие древнего и вечно современного искусства
золотного шитья. Окончила училище и Ирина Борисовна Воронина, ныне главный
художник. Стала им в самое трудное время рыночных преобразований.
Вечность
в руках художника
Начался кризис, и выбора
особенного для коллектива предприятия не было. Потому делали все, лишь бы
выжить. Расширили ассортимент изделий до очень больших величин. Отсеивалось
лишь то, что неприменимо к технологии народного промысла, невыполнимо для
организации и совсем далеко от художественного уровня в традициях золотошвейного
производства. Основные направления коллектива единомышленников сегодня -
золотное шитье и постельные принадлежности. В последнее время возрастают
объемы и индивидуальных заказов.
Даже на достаточно простых вещах,
типа постельного белья, здесь стремятся использовать художественное
оформление. К примеру, элементы городской вышивки, бытовавшей в Торжке. Она
выполнялась шелком и имела растительный орнамент.
Понятно, особая забота для
творческой группы - золотное шитье. Подготовлен уже достаточно широкий
ассортимент, включающий изделия из шифона - палантины, шарфы, а также из
бархата, кожи, замши.
Кстати, исстари промысел
отличался тем, что узоры вышивались на тонких тканях - шифоне, газе, кисее.
Традиционный женский костюм для Торжка обязательно имел кисейные рукава,
оформленные золотным шитьем, изящной тамбурной вышивкой. Опираясь на этот
орнамент, ныне создаются уже новые, современные изделия.
Все наработки, даже созданные в
трудное время начала девяностых годов прошлого века, ныне идут в дело.
Особенно там, где требуется обеспечить специалистов по ручной вышивке.
Опора творческому коллективу,
повторюсь, - Маргарита Григорьева, заслуженный художник России. Она всегда в
поиске. Последняя работа - «Путешествие из Москвы в Петербург». Панно сделано
по мотивам сказок Пушкина. Композиция состоит из трех частей. Все персонажи
собраны воедино и, несмотря на непохожесть, а это золотая рыбка, кот ученый,
различные звери, уживаются друг с другом. Художники, работая на производстве,
творчество не отделяют от забот трудового коллектива: выполняют большие работы
по геральдике, оформляя гербы российских городов и областей. Хотя приходят эскизы,
все равно требуется участие художников для более грамотных цветовых решений,
реализации отдельных элементов. Даже выбор материала, на котором выполняется
герб, и то приходится делать продуманно.
Но во всей этой повседневной
суете заложен и высокий смысл. Он в том, что стародавний промысел не
останавливается в творческом росте, а с каждым годом приобретает новые оттенки.
Совершенствуется и мастерство золотных дел мастеров, как залог будущего
ремесла.
Не обеднела тверская земля талантами, теми, кто хранит мастерство своих
предков. Но это заслуга энтузиастов, которые живут ради искусства. Пока живут…
Всем известно: традиционные народные художественные промыслы и ремесла
остро нуждаются в государственной поддержке и помощи. И если руки да душу свою
приложить, то не угаснет Божья искра тверских умельцев. Как и встарь, будут они
создавать прекрасные изделия, в каждом из которых частица таланта, завещанного
предыдущими поколениями.
Посмотрела изделия торжокских кудесников на сайте torzhok-zoloto.ucoz.ru. Удивительные изделия создают матера из Торжка. Можно ли организовать коллективный выезд в Ваш город на экскурсию и купить понравившиеся изделия? Елена.