ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРЖКА

Золотое шитье Торжка

 

Более семисот ремесленных цехов существовало в Торжке в XVIII веке. Среди них числились башмачники, каменщики, кузнецы, речные судостроители. Однако подлинную славу родному городу принесло неувядаемое в столетиях искусство золотного шитья.

 

Глубоки исторические корни этого промысла. Специалисты связывают его зарождение с домонгольской эпохой. Крещение Руси привнесло в культуру славянских народов вкусы и навыки восточных ремесленников. Византия щедро делилась своими высочай­шими достижениями в развитии не только духовной, но и матери­альной культуры. Торговые связи, частые посольства в Царьград, интерес русских княгинь к замор­скому искусству, многочисленные драгоценные дары из Византии распахнули двери Киевской Руси уникальным рукоделиям, про­цветавшим в Константинополе. Можно утверждать, что в искусст­ве золотого шитья пересеклись вкусы Азии и Европы. В XV-XVII веках в русские земли с новой си­лой хлынул поток иранских и ту­рецких тканей. Персидские ткани нежных, пастельных тонов, укра­шенные легким травным и геомет­рическим вытканными узорами, включали изображения зверей, птиц, человеческих фигурок. Персидские узо­рочья полюбились золотошвеям.

Тюльпаны, ирисы, шиповник, гвоздики на волнистых стебельках завоевали себе прочное место в золотошвейных орнаментах. Турецкие ткани несли отпечаток исламского запрета на изображение всего живого: в них только цветы, звез­ды, яркий крупный рисунок, мно­го красного цвета в соседстве с си­ним, зеленым. Наблюдательные вышивальщицы перенимали мод­ное узорочье.

Торжок - единственный старо­русский город, сумевший пронес­ти через века древнее искусство, сохранив его как промысел в неразрывной связи с традициями се­дых веков. Здесь, в отличие от других, процветавших некогда промысловых центров, золотое шитье весьма рано шагнуло в сре­ду городских посадов, превра­тившись в промысел простых го­рожан. Из монастырских келий и княжеских теремов золоченая нить потянулась к пяльцам руко­дельниц всех сословий Торжка. В зажиточных купеческих домах, торговавших оптом в Архангель­ске, Новгороде, «за свейским рубежом» пенькой, ржаной мукой и сафьяном она украсила бога­той вышивкой в новоторжском вкусе праздничные сарафаны статных купчих и их розовоще­ких дочерей. Заказы на ворохи приданых и праздничных обла­чений неиссякаемо шли к луч­шим из лучших рукодельниц. Засверкали на солнце попо­ны и седла, чепраки и опле­чья, праздничные рубахи и очелья, шапки и кисейные платки, величественные кокошники, жемчужные венцы и повойники, переливающиеся на солнце золоченые ленты, передники и девичьи покрывала, пояса, рукавички и душегреи, сумки, кошели, затейливые ферязи и остроносые на высоком русском каблуке сафьяновые сапожки и туфли.

Что же представляет из себя зо­лотное шитье? Так называется од­на из сложнейших вышивок золо­той и серебряной нитью по бар­хату, сафьяну, коже, сукну, кисее. Разнообразные техниче­ские приемы, применяемые мас­терицами, выработаны не одним поколением вышивальщиц. Они придают узору особую декоративность и красоту. Шитье выпол­няется прядеными нитями из тон­кой позолоченой или серебряной ленточки, накрученной на льня­ную или шелковую основу-нитку. Часто рукодельницы используют бить - узкую, тонкую полоску драгоценного металла, иногда употребляют канитель - тонкую проволочку, свитую в спираль. Кроме того, применяется тонкий золотой шнур.

В самых древних вышивках были свои особенности в технике исполнения. Мастерицы пропус­кали золотные нити сквозь ткань, обозначая на обратной стороне вышивки линию рисунка мелки­ми ровными стежками. Это - ши­тье «на проем» или «в прокол». Оно считалось среди рукодель­ниц самым трудным. Однако позднее вышивальщицы стали работать гораздо проще и удоб­нее для себя - «в прикреп». Это техника, при которой золотые или серебряные нити накладыва­ются на ткань и крепятся на ней поперечными стежками шелко­выми нитками в цвет золота, сере­бра или, наоборот, контрастной нитью.

Существует множество видов шитья «в прикреп». Среди них легендарные торжокские высокие рельефные швы: литой, кованый, чеканный. Иначе - «шитье по кар­те». Нити настилали по бересте или картону, вырезанными в форме узора, - то есть «по карте». Они ложились плотно, парал­лельно друг другу, создавая ров­ный, блестящий глухой настил, рельефно выделяющийся на тка­ни. В зависимости от достигаемо­го декоративного эффекта швы и называются литым, чеканным или кованым. Закреплялись нити настила по краям карты. Литой шов - гладкий, строгий, без узорного прикрепа, словно отлитый из драгоценного металла. Кованый шов представлял собой сплошное шитье, при котором узор плотно застилал ткань, так что она не просматривалась. Его любили применять для украшения деталей женских головных уборов. Но в том случае, когда нити настила закреплялись не по краям карты, а в середине поля настила так, что стежки прикрепа образовывали тот или иной мелкий узор на гладкой поверхности вышивки, образуя различные геометриче­ские и зигзагообразные узоры («узорные прикрепы»), - такой шов именуется «чеканым». Узор­ные прикрепы могут быть самыми разнообразными. В зависимости от этого их именовали в народ­ном духе: «городки», «перыш­ки», «ключик», «ягодки с черен­ком». Согласитесь, названия такие, словно речь идет о простой крестьянской вышивке. Все эти приемы чеканного, литого, кова­ного швов применяются и сейчас. Различные методы наложения швов, сочетание самых разных узорных разделок на гладкой сверкающей поверхности рожда­ют удивительную светотеневую игру, составляют главную декоративную силу и эмоциональную выразительность золотного ши­тья.

На рубеже XVI-XVIII веков золотное шитье претерпевает значительные изменения. Одной из причин этого стало введение Петром Первым в России западно-европейского платья. Однако золотное шитье не ушло из обихода, скорее, наоборот. Будучи традиционной отделкой в Древней Руси, злато-серебряная вышивка обрела свое по­четное место и в новом костюме. В XVII-XVIII веках она становится чрезвычайно модной, в ней стал широко применяться бисер, соче­тание алых, лазоревых, вишне­вых и зеленых тканей. Популяр­ным стал узор из трав. Очень час­то его вышивали сплошь модными разноцветными шелками: мали­новыми, голубыми и зелеными. Золотная нить в таких вещах, обогащая общее впечатление, употреблялась лишь в деталях. Блестки, жемчуг, драгоценные камни, металлические блестящие пластинки в обилии украшали богатые, дорогостоящие заказы. Удивительные узоры рождались в пальцах торжокских мастериц. С начала XVIII века орнамент вы­шивок усложнился. А позднее приобрел некую ясность и чет­кость в рисунке. «Особая любовь к растительным формам в их жизненной стихии есть, в первую оче­редь, особенность русского народного искусства» - пишет из­вестный русский ученый М.А. Некрасова. В Торжке раститель­ный узор был особенно любим. Он составлялся самими выши­вальщицами, как правило, из мотивов пышных кустов, усеян­ных цветами и плодами, из пышных букетов и затейли­вых венков. Среди них мы часто встречаем диковинных птиц и зверей, органически вплетенных в канву узора. Горожанки любили эти узоры. Такие расшитые золотом изделия имели ис­ключительную популяр­ность.

Уже с середины XVII века, когда после смутного време­ни был в основном преодолен тяжелейший социально-эконо­мический кризис начала столе­тия, Торжок, сохранив торговую стабильность, наращивал купе­ческую среду, а значит - богател. Тяжелейший пожар XVII века нанес ему очередные бедствия. С этим событием связана новая плановая застройка города. В Эрмитаже хранится удивительный памятник этим событиям: ши­тый золотом по светло-красному сафьяну «План города Торжка». Умело выведены на нем талант­ливыми руками очертания город­ских стен, ручья Здоровец.

 

Оставим потомкам мастерство

 

На золотошвей­ном производстве мастерицами-золотошвеями создано немало высокохудожественных про­изведений: уникальные панно, скатерти, сувениры. Лучшие работы их сохраняются в Тверских картинной галерее и краеведческом музее народного и декоративно-прикладного искусства. Полвека назад золотным шитьем мало кто занимался. Пожалуй, толь­ко мастера-энтузиасты. Шили, в основном, все для плана: крепдешиновые блузки, каше­мировые платья.

Душу отводили на семина­рах, организованных сотруд­никами НИИ художественной промышленности. Именно здесь начиналось второе рож­дение промысла, восстанавли­вались забытые приемы руко­делия.

Не было даже образцов золотной вышивки, виной чему стала война, когда по тверской земле прошел молох пожарищ и разрушений. В Торжке, кста­ти, по сей день сохранился, и те­перь передан в музей профес­сионального училища лишь край сарафана XVIII века, а так­же часть головного убора.

Интерес к золотошвейной продукции возрос в семидесятые годы прошлого столетия, ко­гда не только в Торжке, но и в других городах России женщи­ны стали щеголять в бархатных беретах, украшенных золотой вышивкой. Не меньшим успе­хом пользовались шарфики из шелка в сочетании с золотным и серебряным шитьем.

Постепенно от простых ве­щей, какими были закладки для книг, исполненные на местной тематике, типа «Осташковский рыбак», «Афанасий Никитин», стали переходить к крупным ху­дожественным произведениям.

Пусть они были пока единич­ными, но руки золотошвей ста­новились все увереннее, точнее в использовании стародавних традиций. О золотошвеях узнали далеко за пределами Тверской области.

Вполне закономер­ным результатом профессио­нального уровня стали заказы «Мосфильма» по изготовлению костюмов для картин «Война и мир», «Анна Каренина», «По­сол Советского Союза», «Битва при Ватерлоо». Во всех этих ра­ботах, которые были достаточно интересны, участвовала и Маргарита Павловна Григорьева, стаж которой на промысле насчитывает без малого пятьдесят лет. Сейчас она больше занимается индивидуальными заказами, часто задумываясь над вопросами: «Что ей дал промысел? Изменил ли ее жизнь?» Все минувшие десятилетия, считает она, прошли под знаком увлекательнейшего путешествия в мир образов, в профессию, где столько нового, неизведанного.

А разве это не радость для творческого коллектива, когда из нитей сплетается необычный узор, а затем и удивительная по красоте картина.

В золотном шитье немало приемов, с помощью которых на полотне можно фактуру из­делия сделать очень красивой. Она будет сиять, переливаться бликами. В старину швы «в прикреп» выполняли с различными геометрическими узорами. Бы­ли и швы «в раскол», славящие­ся своей высотой. Создавали объемность изделий.

Все это умеет и М. Григорьева. Но, в отли­чие от прежних, стародавних специалистов, она свои секреты не таит. Стремится обучить молодых, чтобы торжокское ру­коделие славилось, на забывалось теми, кто придет на смену в скором будущем. На предприятии творческую «моду» диктуют выпускники Москов­ского художественно-промышленного училища имени Калинина. В их руках - дальнейшее развитие древнего и вечно современного ис­кусства золотного шитья. Окончила училище и Ирина Борисовна Во­ронина, ныне главный художник. Стала им в самое трудное время рыночных преобразований.

 

Вечность в руках художника

 

Начался кризис, и выбора особенного для коллектива предприятия не было. Потому делали все, лишь бы выжить. Ра­сширили ассортимент изделий до очень больших величин. От­сеивалось лишь то, что неприменимо к технологии народного промысла, невыполнимо для организации и совсем далеко от художественного уровня в традициях золото­швейного производства. Основные направления коллектива единомышленников сегодня - золотное шитье и постельные принадлежности. В послед­нее время возрастают объемы и индивидуальных заказов.

Даже на достаточно простых вещах, типа постельного бе­лья, здесь стремятся использовать художественное оформление. К примеру, элементы городской вышивки, бытовавшей в Торжке. Она выполнялась шел­ком и имела растительный ор­намент.

Понятно, особая забота для творческой группы - золотное шитье. Подготовлен уже доста­точно широкий ассортимент, включающий изделия из шифо­на - палантины, шарфы, а так­же из бархата, кожи, замши.

Кстати, исстари промысел отличался тем, что узоры выши­вались на тонких тканях - ши­фоне, газе, кисее. Традицион­ный женский костюм для Торж­ка обязательно имел кисейные рукава, оформленные золотным шить­ем, изящной тамбурной вы­шивкой. Опираясь на этот орнамент, ныне создаются уже новые, современные изделия.

Все наработки, даже соз­данные в трудное время нача­ла девяностых годов прошлого века, ныне идут в дело. Особенно там, где тре­буется обеспечить специали­стов по ручной вышивке.

Опора твор­ческому коллективу, повторюсь, - Маргари­та Григорьева, заслуженный художник России. Она всегда в поиске. Последняя работа - «Путешествие из Москвы в Пе­тербург». Панно сделано по мотивам сказок Пушкина. Ком­позиция состоит из трех частей. Все персонажи собраны воеди­но и, несмотря на непохожесть, а это золотая рыбка, кот уче­ный, различные звери, ужива­ются друг с другом. Художники, работая на производстве, творчество не отделяют от забот трудового коллектива: выполняют большие ра­боты по геральдике, оформляя гербы российских городов и областей. Хотя приходят эски­зы, все равно требуется уча­стие художников для более грамотных цветовых решений, реализации отдельных элемен­тов. Даже выбор материала, на котором выполняется герб, и то приходится делать продуманно.

Но во всей этой повседневной суете заложен и высокий смысл. Он в том, что стародавний про­мысел не останавливается в творческом росте, а с каждым годом приобретает новые от­тенки. Совершенствуется и мастерство золотных дел мастеров, как залог будущего ремесла.

Не обеднела тверская земля талантами, теми, кто хранит мастерство своих предков. Но это заслуга энтузиастов, которые живут ради искусства. Пока живут…

Всем известно: традиционные народные художественные промыслы и ремесла остро нуждаются в государственной поддержке и помо­щи. И если руки да душу свою приложить, то не угаснет Божья искра тверских умельцев. Как и встарь, будут они создавать прекрасные изделия, в каждом из которых частица таланта, завещанного предыдущими поколениями.


Категория: Мои статьи | Добавил: Star (24.04.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 13465 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/237
Всего комментариев: 3
3 Студия ручной вышивки "Золотой Узор"  
0
Студия ручной вышивки «Золотой узор» предлагает жителям г. Пензы и Пензенской области приобрести изделия вышитые техникой золотного шитья: картины, иконы, панно, косметички, заколки, ободки, деловые папки, визитницы, гербы, закладки для библии, очечники, фотоальбомы, часы, ежедневники, клатчи, обложки для паспорта, полотенца венчальные, чехлы для сотового телефона.

Все работы вышиты золотом и серебром вручную без применения машинной вышивки!
http://zolotoiyzor.my1.ru/ - заказ работ, каталог изделий.

2 Елена  
0
Посмотрела изделия торжокских кудесников на сайте torzhok-zoloto.ucoz.ru. Удивительные изделия создают матера из Торжка. Можно ли организовать коллективный выезд в Ваш город на экскурсию и купить понравившиеся изделия?
Елена.

1 Сергей  
0
Каталог изделий торжокских мастеров золотого шитья
torzhok-zoloto.ucoz.ru

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845