Интеграция в мировой
рынок — одна из главных задач постсоветской России. Между тем дальние предки
современных россиян еще тысячу лет назад виртуозно управлялись со всеми
премудростями внешнеторговых отношений. О том, какие порядки действовали на
международном рынке в X веке,
рассказывает этот материал.
Когда, с кем и где впервые начали торговать русские,
точно не скажет никто. Скорее всего, на берегах Черного моря, где задолго до
Рождества Христова возникли сначала финикийские, а затем и милетские, то есть
греческие, колонии, которые успешно торговали с окрестными племенами. Колонии
покупали хлеб, кожи, шерсть, лен, строевой лес (дуб, вяз, ясень), смолу, воск и
мед, а сбывали вино, оливковое масло, шерстяные ткани, одежду, глиняную посуду
и различные предметы роскоши.
Далее греческие товары шли к Балтике,
причем везли их как сами греки, так и славяне, занимавшие в IX веке бассейны рек Днестра, Днепра, Западной Двины,
Западного Буга, Оки. К этому времени восточные славяне, объединившись под
княжеской властью, представляли уже грозную военную силу и начали сами во
многом диктовать условия торговли и Византии, и хазарам, чьи владения мешали
торговому выходу русских к Каспийскому морю. Главным защитником торговых
интересов Древней Руси стал князь Олег, прозванный в народе Вещим, то есть
кудесником, волхвом, чародеем.
ПОХОД ЗА ТОРГОВЫМИ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ
Первоначально Олег — князь из варяжского
(скандинавского) рода Рюриков, правил в одном из древнейших русских городов
Новгороде, а затем, собрав войско из варягов и славян, пошел на Киев, подчиняя
себе по дороге различные славянские племена. Захватив Киев, он не раз громил
хазар, а в 907 году предпринял поход на греков.
Войско Олега двигалось в конном строю и на кораблях.
По словам летописца, кораблей было 2000, а на каждом корабле — по 40 человек.
Верить в абсолютную точность летописных данных, конечно, не обязательно, но
даже с определенными поправками получается, что Олегу удалось собрать немалую
по тем временам вооруженную силу. При приближении русских к Константинополю,
который на Руси называли Царьградом, греки заперлись в городе, а вход в гавань
перекрыли. Тогда князь приказал своему "десанту" сойти на берег и
уничтожать на глазах неприятеля все вокруг. Судя по всему, психологом Олег был
незаурядным. Летописи рассказывают об удивительной по тем временам
психологической атаке: князь велел поставить все свои суда на колеса и под
парусами двинулся к городу. Можно представить, какое впечатление эта необычная
атака оказала на осажденных.
Константинополь в панике запросил переговоров, в ходе
которых византийцы решили сначала на хитрость ответить хитростью — в дар
Олегу были посланы отравленные вино и сладости. Мудрый князь об обмане догадался
(недаром современники считали его волшебником) и заставил византийцев не только
заплатить огромную дань, но и подписать договор, который среди прочего давал
право русским торговать в Византии полгода беспошлинно.
Летопись подробно описывает ход переговоров.
Первоначальные требования русских были следующими: все приходившие с Руси в
Царьград помимо беспошлинной торговли могли там бесплатно брать съестных припасов
столько, сколько хотят, из расчета на месяц, мыться в банях, а для обратного пути
запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и тому подобным.
Византийский император принял условия, но с поправкой: все эти привилегии
распространялись лишь на торговых людей, а не на всех русских. Кроме того,
русские должны были обещать не грабить окрестные села, жить в городе компактно
в одном месте, чтобы император мог послать чиновника и переписать имена всех
прибывших. (Режим регистрации работал в Царьграде точно так же, как и в
сегодняшней Москве.). Входить в город русские должны были только через одни
ворота без оружия, причем в сопровождении императорского чиновника и не более
50 человек сразу.
Все эти опасения были Олегу понятны и потому без
колебаний приняты. Договор по обычаю того времени был скреплен клятвами.
Византийцы клялись на кресте, а русский князь — на своем оружии и Перуном — высшим
для него божеством. На дорогу византийцам пришлось сшить для всех кораблей
Олега новые шелковые и полотняные паруса и позволить русским прибить в знак
победы на вратах Царьграда свои щиты. Князь возвратился в Киев с огромной
добычей: золотом, дорогими тканями, экзотическими для Руси овощами и фруктами,
винами и украшениями.
У ИСТОКОВ ТОРГОВОГО ПРАВА
Торговый договор 907 года фиксировал лишь принципиальные
вещи и потому нуждался в ряде дополнений. Уже к 911 году Олег направил в
Константинополь посольство, чтобы максимально детализировать договор: лишние
трения русским были не нужны, напротив, дружба с Византией открывала большие
возможности.
Новое соглашение, в частности, предусматривало следующее:
при разборе дела о преступлении нужно основываться не на слухах, а на точных
показаниях. Если кто-то в показаниях усомнится, то должен поклясться, по
обрядам своей веры, что показание свидетелей ложно. Если же будет доказано, что
показание правдивое, то усомнившийся должен быть казнен. Все это облегчало
решение спорных вопросов, хитрить и интриговать было просто опасно. Документ
предусматривал и чрезвычайные ситуации, которые могли посеять рознь и сорвать
выполнение договора. Оговаривалось, например, что если русский убьет грека
или грек убьет русского, то убийца (если он будет застигнут на месте преступления)
должен быть тут же казнен. Если преступник убежит, то все его имущество, за
вычетом определенной доли его жене, поступает родственникам жертвы. Если
бежавший никакого имущества не оставлял, то считался под судом и в розыске до
тех пор, пока не будет пойман и казнен.
Особо оговаривались, естественно, случаи воровства.
Договор предусматривал, что если русский украдет у грека или грек у русского и
вор будет пойман на месте, то хозяин украденного в случае сопротивления вора
имеет право его безнаказанно убить. Если вор сдается без сопротивления, то его
следует связать и взять с него втрое за украденное. Штраф предусматривался и за
другие проступки, например, за драку, причем, если провинившийся или его
родственники не могли заплатить положенное, виновного раздевали донага — это
означало, что он отдал последнее.
Договор содержал и правила поведения обеих сторон в
случаях, если что-то происходило с их торговыми судами. Например, если
греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там окажутся рядом русские,
то они должны охранять судно с грузом или помочь доставить его в безопасное
место. Русские брали на себя обязательство помогать снимать греческие корабли
с мели, спасать греческих, гребцов, если случится буря и противные ветры,
предусматривалось, что если греческий корабль нельзя доставить домой, в родной
порт, то торговый груз продается в любом месте за максимально высокую цену, а
вырученная сумма при первой же возможности передается владельцам в Константинополь.
Если при этом кто-то из экипажа будет преступно убит, а из груза что-то
пропадет, следует провести дознание и виновных наказать.
О том, насколько выросло всего за
несколько лет сотрудничества доверие между русскими и греками, свидетельствует
такой пункт договора 911 года: "Если русскому или греку случится быть в
какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен
выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма;
военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает
обыкновенную цену невольника. Если русские невольники будут приведены на
продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на
родину".
Столь благородные условия соглашения распространялись,
впрочем, лишь на самих участников договора, то есть исключительно на греков и
русских, остальных рабов ждала совсем иная участь. Договор, например, предусматривал:
если раб будет украден из Руси или убежит, а господин его будет жаловаться,
то раб должен быть возвращен. Русские купцы имеют право искать раба и взять обратно.
Более того, тот из греков, кто отказывается разрешить произвести у себя дома обыск,
тем самым проигрывает дело и наказывается.
Учитывая, что значительная часть русских купцов стала
постоянно проживать в Византии, договор предусматривал и такую ситуацию. Если
кто-то из русских, находящихся в Византии, умрет, не успев распорядиться
своим имуществом, то оно обязательно отсылается его родственникам на Русь. Если
взявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним на Русь, то,
по жалобе русских, он может быть насильно возвращен на родину. Точно такие же
правила распространялись и на греков.
ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ ЭКСПОРТЕРОВ
По тем временам известный торговый путь из "варяг
в греки", то есть из Скандинавии и Балтики в Византию через славянские
земли, был очень непростым. О средней и южной части этого пути византийский
историк император Константин Багрянородный говорил, между прочим, что
славянские племена зимой рубили лес на горах и строили лодки, в том числе
лодки-однодеревки, то есть из одного большого ствола. Весной, когда лед на
Днепре таял, они сплавляли суда в Киев. Здесь их дооборудовали (ставили
уключины и весла со старых лодок), грузили товар и поджидали другие суда, чтобы
большим охраняемым караваном отправиться в путь вниз по реке.
Подойдя к опасным порогам на Днепре, большая часть
экипажа выходила на берег, а остальные осторожно с помощью шестов и вброд
проводили суда между камнями. Около четвертого и самого опасного порога, как
пишет летопись, часть военной дружины обязательно занимала оборонительные
позиции на случай нападении печенегов, а все остальные разгружали лодки и на
расстояние "6000 шагов" переносили товар на плечах рабов. Суда же
тащили волоком либо на руках по берегу. Затем лодки вновь спускали на воду и
грузили товар. Доплыв до острова Святого Григория, приносили богам жертву в
благодарность за успешную переправу через пороги. Достигнув устья Днепра,
караван на несколько дней останавливался, чтобы привести суда в порядок и
приготовиться к переходу по Черному морю в Византию.
Этим сложным путем доставляли в Грецию невольников,
кожи, мед, воск, рыбу, икру, моржовый зуб, меха. В свою очередь, в Византии
русские торговые люди запасались вином, различными плодами, золотом, пурпуром,
сукнами, шелковыми материями и поясами, сафьяном, благовониями, пряностями и
жемчужными ожерельями.
Господствуя на Черном море и первенствуя в торговле с
Византией, русские князья, наследуя мудрому Олегу, постепенно расширяли свои
торговые сношения и в восточном направлении до Каспийского моря. Русские неоднократно
совершали походы в Хазарию, чтобы обеспечить свои торговые интересы в этом
регионе, получить выход к Каспийскому морю и на Кавказ. В 965 году князь
Святослав овладел десятью хазарскими областями на Кубани и основал там русское
княжество со столичным городом Таматархой (Тмутаракань).
Впрочем, и здесь меч был далеко не единственным
средством обеспечения торговых интересов. Об определенных коммерческих правилах
пытались договориться и с хазарами. Известно, например, что у хазар для
разборов торговых споров было назначено семь судей, в том числе один из них
занимался исключительно русскими делами. Торговый путь русских в хазарскую
землю шел Доном. Поднявшись по этой реке до Белой Вежи, русские перетаскивали
суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались по реке до
хазарской столицы — Итиля. Русские привозили на хазарский рынок меха, мед,
воск и невольников, а увозили драгоценные камни, зеленый бисер — одно из
любимых украшений русских женщин, золотые, серебряные и бронзовые изделия
(цепочки, ожерелья, запястья, кольца, булавки, бляхи для украшения одежды и
конской сбруи), а также шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, овощи,
пряности и вина. Особенно охотно русские обменивали свои товары на арабские
монеты, их на Руси использовали не только по прямому назначению, но и как украшения.
Любопытно, что князь Олег, положивший
начало упорядоченной торговле с Византией, сыграл, судя по всему, важнейшую
роль и в том, что именно православие стало господствующей религией в России.
Вслед за торговым обменом между славянами и греками начался обмен культурный и
идеологический. Летописи свидетельствуют, например, что направленные Олегом в
911 году в Константинополь послы, успешно закончив деловую часть переговоров,
задержались в Византии по просьбе императора, который не только богато одарил
их, но и "приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали
богатства и излагали учение Христовой веры". Первый шаг к крещению Руси
был сделан не без помощи торговли.