ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАЧЕМ КНЯЗЬ ОЛЕГ НА ЦАРЬГРАД ХОДИЛ?

ЗАЧЕМ КНЯЗЬ ОЛЕГ НА ЦАРЬГРАД ХОДИЛ?

 

Интеграция в мировой рынок — одна из главных задач пост­советской России. Между тем дальние предки современных россиян еще тысячу лет назад виртуозно управлялись со всеми премудростями внешнеторговых отношений. О том, какие порядки действовали на международном рынке в X веке, расска­зывает этот материал.

 

Когда, с кем и где впервые начали тор­говать русские, точно не скажет никто. Скорее всего, на бе­регах Черного моря, где задолго до Рождества Христова возникли сначала финикийские, а затем и ми­летские, то есть греческие, колонии, которые успешно торговали с окрестными пле­менами. Колонии покупали хлеб, кожи, шерсть, лен, строевой лес (дуб, вяз, ясень), смолу, воск и мед, а сбывали вино, оливковое масло, шерстяные ткани, оде­жду, глиняную посуду и раз­личные предметы роскоши.

Далее греческие товары шли к Балтике, причем везли их как сами греки, так и славя­не, занимавшие в IX веке бассейны рек Днестра, Днеп­ра, Западной Двины, Запад­ного Буга, Оки. К этому вре­мени восточные славяне, объединившись под княжеской властью, представляли уже грозную военную силу и на­чали сами во многом дикто­вать условия торговли и Византии, и хазарам, чьи владе­ния мешали торговому выхо­ду русских к Каспийскому морю. Главным защитником торговых интересов Древней Руси стал князь Олег, про­званный в народе Вещим, то есть кудесником, волхвом, чародеем.

 

ПОХОД ЗА ТОРГОВЫМИ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ

 

Первоначально Олег — князь из варяжского (скандинав­ского) рода Рюриков, пра­вил в одном из древнейших рус­ских городов Новгороде, а затем, собрав войско из варягов и славян, пошел на Киев, подчиняя се­бе по дороге различные славян­ские племена. Захватив Киев, он не раз громил хазар, а в 907 году предпринял поход на греков.

Войско Олега двигалось в кон­ном строю и на кораблях. По словам летописца, кораблей бы­ло 2000, а на каждом корабле — по 40 человек. Верить в абсолют­ную точность летописных дан­ных, конечно, не обязательно, но даже с определенными поправ­ками получается, что Олегу уда­лось собрать немалую по тем временам вооруженную силу. При приближении русских к Константинополю, который на Руси называли Царьградом, гре­ки заперлись в городе, а вход в гавань перекрыли. Тогда князь приказал своему "десанту" сойти на берег и уничтожать на глазах неприятеля все вокруг. Судя по всему, психологом Олег был незаурядным. Летописи рассказы­вают об удивительной по тем временам психологической ата­ке: князь велел поставить все свои суда на колеса и под пару­сами двинулся к городу. Можно представить, какое впечатление эта необычная атака оказала на осажденных.

Константинополь в панике за­просил переговоров, в ходе кото­рых византийцы решили снача­ла на хитрость ответить хитро­стью — в дар Олегу были посла­ны отравленные вино и сладо­сти. Мудрый князь об обмане догадался (недаром современники считали его волшебником) и заставил византийцев не только заплатить огромную дань, но и подписать договор, который сре­ди прочего давал право русским торговать в Византии полгода беспошлинно.

Летопись подробно описывает ход переговоров. Первоначаль­ные требования русских были следующими: все приходившие с Руси в Царьград помимо беспо­шлинной торговли могли там бесплатно брать съестных при­пасов столько, сколько хотят, из расчета на месяц, мыться в ба­нях, а для обратного пути запа­саться у греческого царя якоря­ми, канатами, парусами и тому подобным. Византийский импе­ратор принял условия, но с по­правкой: все эти привилегии распространялись лишь на тор­говых людей, а не на всех рус­ских. Кроме того, русские должны были обещать не грабить ок­рестные села, жить в городе ком­пактно в одном месте, чтобы им­ператор мог послать чиновника и переписать имена всех при­бывших. (Режим регистрации работал в Царьграде точно так же, как и в сегодняшней Моск­ве.). Входить в город русские должны были только через одни ворота без оружия, причем в сопровождении императорского чиновника и не более 50 человек сразу.

Все эти опасения были Олегу понятны и потому без колебаний приняты. Договор по обычаю того времени был скреплен клят­вами. Византийцы клялись на кресте, а русский князь — на своем оружии и Перуном — выс­шим для него божеством. На до­рогу византийцам пришлось сшить для всех кораблей Олега новые шелковые и полотняные паруса и позволить русским прибить в знак победы на вра­тах Царьграда свои щиты. Князь возвратился в Киев с огромной добычей: золотом, дорогими тка­нями, экзотическими для Руси овощами и фруктами, винами и украшениями.

 

У ИСТОКОВ ТОРГОВОГО ПРАВА

 

Торговый договор 907 года фиксировал лишь принци­пиальные вещи и потому нуждался в ряде дополнений. Уже к 911 году Олег направил в Константинополь посольство, чтобы максимально детализиро­вать договор: лишние трения рус­ским были не нужны, напротив, дружба с Византией открывала большие возможности.

Новое соглашение, в частно­сти, предусматривало следую­щее: при разборе дела о преступлении нужно основываться не на слухах, а на точных показаниях. Если кто-то в показаниях усомнится, то должен поклясть­ся, по обрядам своей веры, что показание свидетелей ложно. Если же будет доказано, что по­казание правдивое, то усомнив­шийся должен быть казнен. Все это облегчало решение спорных вопросов, хитрить и интриговать было просто опасно. Документ предусматривал и чрезвычайные ситуации, которые могли посеять рознь и сорвать выполнение договора. Оговари­валось, например, что если рус­ский убьет грека или грек убьет русского, то убийца (если он бу­дет застигнут на месте преступления) должен быть тут же казнен. Если преступник убежит, то все его имущество, за вычетом опре­деленной доли его жене, поступа­ет родственникам жертвы. Если бежавший никакого имущества не оставлял, то считался под су­дом и в розыске до тех пор, пока не будет пойман и казнен.

Особо оговаривались, естествен­но, случаи воровства. Договор предусматривал, что если рус­ский украдет у грека или грек у русского и вор будет пойман на месте, то хозяин украденного в случае сопротивления вора имеет право его безнаказанно убить. Если вор сдается без сопротивле­ния, то его следует связать и взять с него втрое за украденное. Штраф предусматривался и за другие проступки, например, за драку, причем, если провинив­шийся или его родственники не могли заплатить положенное, виновного раздевали донага — это означало, что он отдал последнее.

Договор содержал и правила поведения обеих сторон в случа­ях, если что-то происходило с их торговыми судами. Например, ес­ли греческий корабль будет вы­брошен на чужую землю, а там окажутся рядом русские, то они должны охранять судно с грузом или помочь доставить его в безо­пасное место. Русские брали на себя обязательство помогать сни­мать греческие корабли с мели, спасать греческих, гребцов, если случится буря и противные ветры, предусматривалось, что если греческий корабль нельзя доста­вить домой, в родной порт, то тор­говый груз продается в любом месте за максимально высокую цену, а вырученная сумма при первой же возможности переда­ется владельцам в Константино­поль. Если при этом кто-то из экипажа будет преступно убит, а из груза что-то пропадет, следует провести дознание и виновных наказать.

О том, насколько выросло всего за несколько лет сотрудничества доверие между русскими и грека­ми, свидетельствует такой пункт договора 911 года: "Если русско­му или греку случится быть в ка­кой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и дос­тавить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; во­еннопленные также возвращают­ся на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Если русские не­вольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину".

Столь благородные условия соглашения распространялись, впрочем, лишь на самих участ­ников договора, то есть исклю­чительно на греков и русских, остальных рабов ждала совсем иная участь. Договор, напри­мер, предусматривал: если раб будет украден из Руси или убе­жит, а господин его будет жало­ваться, то раб должен быть воз­вращен. Русские купцы имеют право искать раба и взять об­ратно. Более того, тот из греков, кто отказывается разрешить произвести у себя дома обыск, тем самым проигрывает дело и наказывается.

Учитывая, что значительная часть русских купцов стала по­стоянно проживать в Византии, договор предусматривал и та­кую ситуацию. Если кто-то из русских, находящихся в Визан­тии, умрет, не успев распоря­диться своим имуществом, то оно обязательно отсылается его родственникам на Русь. Если взявшийся доставить имущест­во утаит его или не возвратится с ним на Русь, то, по жалобе русских, он может быть насиль­но возвращен на родину. Точно такие же правила распростра­нялись и на греков.

 

ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ ЭКСПОРТЕРОВ

 

По тем временам известный торговый путь из "варяг в греки", то есть из Сканди­навии и Балтики в Византию че­рез славянские земли, был очень непростым. О средней и южной части этого пути византийский историк император Константин Багрянородный говорил, между прочим, что славянские племена зимой рубили лес на горах и стро­или лодки, в том числе лодки-однодеревки, то есть из одного боль­шого ствола. Весной, когда лед на Днепре таял, они сплавляли суда в Киев. Здесь их дооборудовали (ставили уключины и весла со старых лодок), грузили товар и поджидали другие суда, чтобы большим охраняемым караваном отправиться в путь вниз по реке.

Подойдя к опасным порогам на Днепре, большая часть экипажа выходила на берег, а остальные осторожно с помощью шестов и вброд проводили суда между кам­нями. Около четвертого и самого опасного порога, как пишет летопись, часть военной дружины обязательно занимала оборони­тельные позиции на случай напа­дении печенегов, а все остальные разгружали лодки и на расстоя­ние "6000 шагов" переносили то­вар на плечах рабов. Суда же та­щили волоком либо на руках по берегу. Затем лодки вновь спус­кали на воду и грузили товар. До­плыв до острова Святого Григо­рия, приносили богам жертву в благодарность за успешную пере­праву через пороги. Достигнув устья Днепра, караван на несколько дней останавливался, чтобы привести суда в порядок и приготовиться к переходу по Чер­ному морю в Византию.

Этим сложным путем доставля­ли в Грецию невольников, кожи, мед, воск, рыбу, икру, моржовый зуб, меха. В свою очередь, в Ви­зантии русские торговые люди за­пасались вином, различными плодами, золотом, пурпуром, сук­нами, шелковыми материями и поясами, сафьяном, благовония­ми, пряностями и жемчужными ожерельями.

Господствуя на Черном море и первенствуя в торговле с Визан­тией, русские князья, наследуя мудрому Олегу, постепенно рас­ширяли свои торговые сношения и в восточном направлении до Каспийского моря. Русские неоднократно совершали походы в Хазарию, чтобы обеспечить свои торговые интересы в этом регио­не, получить выход к Каспийско­му морю и на Кавказ. В 965 году князь Святослав овладел десятью хазарскими областями на Кубани и основал там русское княжество со столичным городом Таматархой (Тмутаракань).

Впрочем, и здесь меч был дале­ко не единственным средством обеспечения торговых интересов. Об определенных коммерческих правилах пытались договориться и с хазарами. Известно, напри­мер, что у хазар для разборов торговых споров было назначено семь судей, в том числе один из них занимался исключительно русскими делами. Торговый путь русских в хазарскую землю шел Доном. Поднявшись по этой реке до Белой Вежи, русские перетаскивали суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались по реке до хазарской столицы — Итиля. Русские приво­зили на хазарский рынок меха, мед, воск и невольников, а увози­ли драгоценные камни, зеленый бисер — одно из любимых укра­шений русских женщин, золотые, серебряные и бронзовые изделия (цепочки, ожерелья, запястья, кольца, булавки, бляхи для укра­шения одежды и конской сбруи), а также шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, овощи, пряности и вина. Особенно охот­но русские обменивали свои това­ры на арабские монеты, их на Ру­си использовали не только по прямому назначению, но и как украшения.

Любопытно, что князь Олег, положивший начало упорядо­ченной торговле с Византией, сыграл, судя по всему, важней­шую роль и в том, что именно православие стало господствующей религией в России. Вслед за торговым обменом между славя­нами и греками начался обмен культурный и идеологический. Летописи свидетельствуют, на­пример, что направленные Олегом в 911 году в Константино­поль послы, успешно закончив деловую часть переговоров, за­держались в Византии по прось­бе императора, который не только богато одарил их, но и "при­ставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показы­вали богатства и излагали уче­ние Христовой веры". Первый шаг к крещению Руси был сде­лан не без помощи торговли.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Star (24.04.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 6942 | Рейтинг: 5.0/116
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845