ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

НЕПАЛ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЭРОТИКА

НЕПАЛ

БОЖЕСТВЕННАЯ ЭРОТИКА

Островерхие трехъярусные крыши непальских храмов, выступающие над собственно остовом культового сооружения, поддерживаются по всему периметру деревянными балками. По утверждению С. Леви, известного французского востоковеда, стиль «пагод» — исконный для Непала и существовал здесь задолго до того, как появился на Дальнем Востоке. Исконно непальскими являются и искусно вырезанные фигуры совокупляющихся в причудливых позах мужчин и женщин, а также людей и зверей, в изобилии украшающие деревянные подпорки храмовых крыш. Воспитанному в строгости христианских заповедей или пуританской морали путешественнику сочетание религии и эротики может показаться богохульством, но местные жители объясняют это явление по-своему: макушки храмов, полностью сработанные из дерева или декорированные большим количеством деревянных деталей, легко притягивают молнию. А молния — это богиня, да к тому же — вечная девственница. Завидев наслаждающиеся любовью пары, трио и квартеты, целомудренная богиня испытывает чувство жгучего стыда и бросается прочь...

 

Здесь, в Непале, высятся Гималаи — самые высокие в мире горы, и поэтому «обитель богов» находится здесь, и именно здесь у смертных появляется надежда на общение с богами.

Единственное в мире индуистское королевство Непал (так записано в конституции 1991 г.), расположенное между двумя соседями-гигантами — Индией и Китаем, кажется небольшим государством, хотя его территория, на которой проживает около 19 млн. человек, составляет 147 181 кв. км, что превышает площадь Австрии и Швейцарии, вместе взятых. Шесть седьмых территории страны занимают горы, да и всю страну можно сравнить с гигантской лестницей, величественно поднимающейся от низин (тераев) к заоблачным высям Гималаев. На ступенях этого нерукотворного шедевра разместились аналоги, кажется, всех природных зон земли — от субтропической до полярной. Друг от друга их отделяют всего 250 км. Южную кромку страны образует часть Индо-Гангской низменности, которая находится на высоте не более 250 м над уровнем моря. Еще в начале нашего века тераи были покрыты густыми, труднопроходимыми джунглями, сейчас это освоенная и плотно заселенная часть страны. Чуть выше к северу от тераев тянутся гряды «первой ступени» Гималаев — хребта Сивалика, отроги которого иногда расступаются, образуя обширные долины. Еще севернее расположены цепи хребта Махабхарат — «второй ступени» Гималаев. Между хребтом Махабхарат и Главным Гималайским хребтом протянулись долины, самая обширная из которых — Катманду (буквально «деревянный храм»), в которой расположилась и одноименная столица королевства. Средняя высота Главного Гималайского хребта — 6000 м, Тут же находятся восемь пиков свыше 8000 м. Здесь же и «крыша мира» — гора Джомолунгма (Эверест) высотой 8848 м, впервые покоренная шерпом Н. Тенцингом и новозеландцем Э. Хиллари 29 мая 1953 года. Шерпы, выходцы из Тибета и традиционные проводники у всех альпийских экспедиций, идущих на штурм гималайских вершин, изображают высочайший пик как грозную богиню Джомолунгму, восседающую на могучем льве и прокладывающую себе путь через клубящиеся облака.

Непал — одна из самых невероятных стран земного шара, географическое чудо и этнологическая головоломка. От горы к горе, от долины к долине, от плато к равнине меняется климат, меняются этнические группы, расы, языки и обычаи. Среднегодовая непальская температура +18 градусов, в летнее время температура в долинах не превышает +30, а зимой не опускается ниже +10 градусов; общий климат характеризуется как умеренно-влажный — в год выпадает около 1420 мм осадков. В Непале говорят на 36 языках и диалектах, главные из которых — непали, язык индо-арийской группы индоевропейской языковой семьи, признанный официальным языком королевства, и невари, язык тибетско-бирманской группы. Кстати, именно с языка невари и началось в России знакомство с языками Непала — здесь в 1875 году побывал замечательный ученый-индолог И.П. Минаев, собрал обширный материал и начал работу по подготовке словаря языка невари.

Три горных пояса длиной 800 км протянулись с запада на восток Непала, главные водные артерии проходят с севера на юг — это всегда затрудняло связь между отдельными географическими районами и способствовало изоляции Непала от всего остального мира: централизованное непальское государство с монархической формой правления появилось на политической карте мира в его нынешних границах довольно поздно — в начале прошлого века, сложившись в результате объединения мелких и мельчайших феодальных княжеств. И тем не менее история Непала, основные события которой разворачивались в долине Катманду, уходит корнями в седую, овеянную легендами и тайнами старину. Прежде всего это родина Гуатамы Будды — здесь, в местечке Лумбини, за 623 года до рождества Христова появился на свет основатель одной из мировых религий — буддизма. Около восьми процентов непальцев в наши дни называют себя буддистами — буддистские пагоды и ступы разбросаны по всей стране, а самые знаменитые ступы — полусферические сооружения, хранящие буддистские реликвии, — Бодхнатх и Сваямбхунатх являются объектами паломничества буддистов всего мира: здесь торжественно отмечаются дни рождения творца доктрины освобождения.

...Когда-то, в незапамятные времена, на месте долины Катманду плескалось лазурное озеро, а посреди него, вызывая всеобщее благоговение, испускал необычное голубое сияние великолепный лотос — предвестник появления Будды. Появившийся в этих краях мудрец Манджушри пожелал приблизиться к лотосу — раскаленный меч его мудрости осушил воды, и возле цветка мудрец соорудил небольшую святыню, превратившуюся впоследствии в величественный Сваямбхунатх, что значит «самовозникший, сам себя породивший». На каждой из четырех сторон этого древнего сооружения изображены сострадающие, но и пристальные глаза Будды, держащие под своим прицелом всю долину Катманду. Между ними расположен мистический третий глаз — символ подлинной мудрости, а нарисованный «нос», похожий на вопросительный знак, на самом деле является цифрой один — символом единства. К возвышенности, на которой сооружена ступа, ведет 300 ступеней. Внизу — три каменных изваяния сидящего Будды, раскрашенные желтой и красной краской. С регулярными интервалами вдоль лестниц расположены пары каменных животных — личный транспорт богов и богинь, вокруг которых резвятся обезьяны. Вся конструкция ступы подчиняется определенным правилам, и каждый ее элемент имеет особое значение: ослепительно-белая полусферическая насыпь представляет четыре основных стихии — землю, огонь, воздух и воду; тридцать позолоченных колец на шпиле являются лестницей к нирване — различными ступенями познания, а сама нирвана — состояние умудренной отрешенности — символизируется зонтом на верхушке шпиля. Кстати, тот же самый мудрец Манджушри когда-то здесь, возле Сваямбхунатха, постриг свои волосы, и каждая волосинка превратилась в дерево — под их сенью теперь отдыхают паломники и туристы, а вши, в изобилии проживавшие в волосах отшельника, превратились в обезьян, — наверное, тех самых, которые суетятся на трехстах ступеньках, высматривая, чем бы поживиться у зазевавшегося визитера.

Однако Непал не случайно официально именуется «индуистским королевством» — 90 процентов его населения — индуисты, или индусы, приверженцы индуизма. В стране есть небольшое количество мусульман и анимистов — поклонников различных локальных духов. Буддизм и индуизм, когда-то отчаянно соперничавшие друг с другом, теперь не только прекрасно уживаются, но и взаимно обогатились: скульптура Будды украшает многие индуистские храмы, сам он признан одним из земных воплощений бога Вишну — одного из триады главных богов индуизма (Вишну, Шива и Брахма), а боги индуизма соседствуют с буддистскими ступами, и буддисты считают Вишну, Шиву и Брахму воплощениями первозданного Будды. Наиболее ярко буддистско-индуистский синтез проявляется в Катманду — столице государства.

Одновременно древний и современный Катманду расположен на высоте 1331 м над уровнем моря, в священном месте слияния двух рек — Багамати и Бишнумати, его население — около 0,5 млн. человек. в городе много зелени, в основном дубов и ольхи, и особенно хороши цветущие рододендроны и джакаранды. Роскошные дворцы в стиле неоклассицизма, построенные в середине XIX века, после турне одного из непальских премьер-министров по Франции и Англии, соседствуют со старинными пагодами и монастырями. В одном из таких монастырей XVIII века — Кумари Бахале — обитает живая богиня — покровительница всего Непала.

Вообще в долине Катманду издавна каждое княжество, каждый городской квартал имел свою богиню-покровительницу — свою Кумари, т.е. «девственницу», воплощающую богиню Кали, постоянную спутницу юога Шивы. Кумари выбиралась из девочек определенной касты, не достигших половой зрелости и сумевших пройти через сложные испытания. Избранница помещалась в храм, и ей воздавались божественные почести, но только до прихода у нее месячных — после этого она уступала свое место другой, более юной девочке. Со временем культ живой богини стал государственным — храм официальной Королевской Кумари расположен в Катманду неподалеку от королевского дворца. Происхождение этого обычая также теряется в глубине веков, а его первостепенное значение в духовной жизни Непала подтверждается многочисленными неувядающими легендами. Согласно одной из них, в VIII веке одна из девочек клана Шакья (клана Гаутамы Будды) утверждала, что она является земным воплощением Кумари-Кали. Разгневанный повелитель княжества отправил ее в ссылку, но, убоявшись яростной реакции собственной супруги, повелел доставить ее обратно и запереть в храме. По другой легенде, король Малла любил играть в кости с богиней Таледжу (она же Кали), являвшейся перед ним в человеческом облике. Однажды, однако, он воспылал к ней неудержимой страстью, и возмущенная его приставаниями богиня обещала ему больше никогда не возвращаться. Королю, в конце концов, удалось вымолить прощение, и Таледжу снова появилась перед ним, но уже в облике вечно юной девственницы.

Живая богиня избирается из 4—5-летних девочек, принадлежащих к клану Шакья — потомственных ювелиров по золоту и серебру. Ее тело должно быть безупречным и соответствовать 32 особым отличительным признакам. На конечном этапе отбора все кандидатки проходят через суровые испытания — их запирают на ночь в темном храме среди кровоточащих буйволиных голов, и мужчины, наряженные страшными демонами, устраивают вокруг них феерическую пляску. Та, которая не испугается и не заплачет, тем самым доказывает, что она-то и есть богиня. Свою подлинность она подтверждает, если среди разложенных перед нею одежд правильно угадает наряд предыдущей Кумари. Но и после этого астрологи должны убедиться в том, что ее гороскоп не противоречит гороскопу короля, и только тогда перед ней откроются двери Кумари Бахала. Вплоть до внутреннего дворика обитель Кумари доступна взорам любопытствующих путешественников. Если посетитель расщедрится на пожертвование, то строгая нянька-надзирательница поднесет одетую в королевские одежды, увенчанную пышным головным убором и по-взрослому раскрашенную косметикой малышку Кумари к одному из окон, выходящему во внутренний дворик; на секунду покажется ее заплаканное личико, и тут надо успеть сложить перед грудью ладони рук и поприветствовать ее по индусскому обычаю; фотографировать ее строжайше запрещено.

Кумари разрешается покидать храм только несколько раз в году для участия в религиозных праздниках, но и тогда ее выносят в паланкине, поскольку ноги богини не должны касаться земли. Паланкин устанавливается в колеснице, которая доставляет Кумари к специально сооруженной по случаю праздника трибуне, и ожидающий ее король воздает ей почести и получает от нее знак божественного расположения — цветную отметку на лоб. В храме-монастыре Кумари остается до наступления половой зрелости, если ей не придется покинуть его еще раньше — такое может произойти, если она случайно поранится и на ее теле покажется капля крови. Любая кровь — это осквернение, которому богиня не может подвергаться. Как только она «отработает» свой срок, ей разрешают покинуть храм, щедро одаряют и возвращают к родителям. В принципе, она может выйти замуж, но женихов отпугивает перспектива женитьбы на юной красавице, привыкшей к годам полной бездеятельности и низкопоклонства и вряд ли подготовленной к исполнению функций домашней хозяйки и матери. К тому же существует поверье, что бывшая богиня приносит несчастье в семью и раннюю смерть своему мужу, если таковой все же находится.

Среди триады главенствующих индусских богов непальцы отдают явное предпочтение Шиве, не забывая, впрочем, и о Вишну — король Непала считается земным его воплощением. Вишну — сложный, комплексный бог; он одновременно и создатель, и разрушитель, и конец, и начало всех вещей. Ему поклоняются в его гневной ипостаси как Бхайраву — «Жестокому», Рудре, или Угре, — «Страшному», «Безобразному» или Шаве — «Трупу». В мирной ипостаси он выступает как Махадева — «Великий Бог», Ишвара — «Всевышний» или Пашупати — «Владыка животных». Обычно Шива изображается светлокожим, с горлом синего цвета, пятью ликами, четырьмя руками и тремя глазами. В руках он держит трезубец (символ молний), меч, лук и булаву, увенчанную черепом. Он может быть обвит тремя кобрами, одна из которых считается священным шнуром дважды рожденных — членов высших каст, а может выступать как Бхутешвар — «Властитель злых духов», обитающий на погребальных площадках; до сих пор существует шиваитская секта приверженцев Бхутешвара, поедающая трупы.

Храмовый комплекс Пашупатинатха, покровителя животных и людей, располагается в предместьях Катманду и является одним из четырех самых важных центров шиваитского паломничества в Азии. Во время празднования Шиваратри — дня рождения Шивы — сюда стекаются десятки тысяч паломников из Непала, Индии и даже Шри Ланки. Пашупатинатху Шиве чаще поклоняются не в его антропоморфном обличье, а как лингаму, т.е. фаллосу — детородному органу. Лингам представляет собой простой столб или конус, выделанный из глины, камня или дерева, нижним концом уходящий в йони — символ женского детородного начала — треугольную призму или овалообразный камень. Постоянное средство передвижения Шивы — бык Нанди — также древний символ плодородия и плодовитости, что в его скульптурном изображении всегда подчеркивается мощными гениталиями. Храмовый комплекс Пашупатинатха занимает огромную территорию со множеством храмов и святилищ: здесь можно бродить целый день, и все равно будет чувство, что что-то упущено или недосмотрено. В огромный, позолоченный, с тремя ярусами крыш главный храм, сооруженный в XVII веке, не индус войти не может, но сквозь приоткрытую дверь виднеется могучая фигура Нанди, а за ней воображение дорисовывает контуры не менее могучего лингама. Впрочем, лингамы в большом количестве разбросаны в буквальном смысле повсюду, а напротив самого храма, через речку Багамати, располагается возвышение-платформа, на которой один за другим расположены сразу одиннадцать лингамов. Если встать около крайнего, то все они сливаются в один, а небольшой наклон головы вправо или влево позволяет увидеть одновременно одиннадцать. На берегу Багамати, между храмом Пашупатинатха и платформой с лингамами, на гхатах — специально оборудованных спусках к воде — разжигают кремационные костры: слева — королевский гхат — для королевской родни и знати, справа — гхаты для кремации обыкновенных людей: эти гхаты никогда не пустуют. Впрочем, на гхатах всегда, а особенно по субботам — непальскому выходному — по тем или иным причинам толпится много народу. По истечении срока обета, а также в последний день месячных сюда приходят женщины — «очиститься» в священных водах Багамати, и после омовения облачаются в новые сари. Здесь же, неподалеку изготавливают знаменитые непальские набивные ткани, используя древнюю технику наложения деревянных печаток с вырезанным рисунком — батик. Среди красок преобладают зеленые, красные и черные цвета.

Как и повсюду в Непале, деревянные подпорки храмовых крыш на территории храмового комплекса Пашупатинатха щедро украшены откровенно эротическими фигурами: естественность и непринужденность поз, лаконизм стиля, смелость композиций, гармоничность и динамика линий завораживают взор, а на ум невольно приходит богиня-молния — только ли в ней дело? Конечно, нет. И буддизм, и индуизм, и другие религиозные системы Непала подверглись мощнейшему воздействию тантризма — не религии, но философской системы, познающей мир через действие вообще и через взаимодействие мужского и женского начал в частности. Возникший в Индии, тантризм постепенно, вследствие мусульманских нашествий, владычества англичан и усиленно пропагандируемого секуляризма угас на своей родине и превосходно укрепился и обогатился в труднодоступном Непале. В противовес многим религиозным и философским учениям тантризм проповедует не аскетизм и воздержанность или умеренность, а достижение наивысшего наслаждения, которое, в свою очередь, приносит духовное освобождение и регенерирует весь мир. Символом такого наивысшего наслаждения стал секс, понимаемый как воплощение трансцендентальной любви. Само существование мира в тантризме воспринимается как непрерывное воспроизводство, осуществляемое йони в результате постоянного принятия ею мужского семени — свидетельства достижения сексуального восторга, а разнообразие поз совокупляющихся пар, изящные и невероятные изгибы их конечностей, иступленность внутреннего состояния, освещающая их лица, отображают многообразие окружающего мира, его сложность и взаимозависимость составляющих его элементов. Женщине в тантризме уделяется особое внимание, именно поэтому в качестве иконографических символов тантризм так любит использовать естественные, «самовозникшие» предметы, напоминающие форму женского полового органа, — цветы лотоса, причудливые морские раковины, кокосовые орехи с вертикальными вмятинами и даже расщелины в скалах или углубления в стволах деревьев. Женская энергия — шакти — признается ведущей и в шактизме  — разновидности тантризма, делающей упор на приоритет женского начала. И тогда любой из индусских богов — будь то Шива, Вишну или Брахма — окажется неполноценным без своей личной шакти — Парвати (Кали, Дурги, Таледжу и т.д.), Лакшми и Сарасвати. Восхождение по тантрическим ступеням, сопровождающееся внутренними преобразованиями, позволяют любому мужчине и женщине ощутить себя Шивой и его шакти в процессе любовного единения, а бесконечно повторяемый сексуальный акт закрепляет эти ощущения. Кстати, наиболее полноценный акт единения происходит, согласно тантризму, когда шакти излучает «красную энергию», т.е. менструирует, а испытываемый при этом оргазм приравнивается к наивысшей божественной благодати, дарующей прозрение. Неистовство тантризма проявляется и в его пристрастии к к зооморфным партнерам — буйволам, козлам, мифическим грифонам и т.д., и к гиперболизации человеческих возможностей, выражающейся в увеличении численности рук, ног и голов у антропоморфных партнеров.

Рельефы, отображающие секс в его разновидностях — оральной, мануальной и т.п., — называются в Непале яб-юм. Долина Катманду, включая такие средневековые, как города Патан и Бхактапур, находящиеся неподалеку от столицы, изобилуют образцами яб-юм и путешественниками, изумленно взирающими на непредсказуемые взлеты фантазии творцов древних храмов. Впрочем, смысл этих взлетов в меньшей степени подчинен тому, что в них выражено, чем тому, кто и  какими глазами на это смотрит...

Важным элементом яб-юм являются лотосы (чакры) — очаги энергии тела, размещенные по прямой линии вдоль позвоночника. Таких очагов семь. Самый низший, с 4 лепестками, размещен в паху. Там обитает мистический змей Кундалини — один из древнейших символов творческой энергии космоса. Благодаря сексуальной позиции йоги и напряжению мышц спящий змей пробуждается и поднимается. Женская энергия, дойдя до высшего лотоса (у вершины черепа), встречается с мужским семенем и соединяется с ним в момент оргазма. В этот миг возникает божественный нектар, стекающий вниз и пронизывающий все тело. И эти мгновения позволяют партнерам ощутить свою причастность к источнику бытия.

Возвращаясь в храмовый комплекс Пашупатинатха, а вернее, не желая расстаться с ним, паломники поочередно обходят храм за храмом, поклоняясь многочисленным индусским богам и буддистским святыням, а туристы окунаются в мир непальского народа. Уже у самых ворот храмового комплекса их ожидает толпа уличных торговцев, запрудивших все подступы к основному входу: здесь и необходимая утварь для совершения богослужения, и цветы, и браслеты, и сладости — всего не перечислить. А за воротами — святые отшельники и аскеты в разнообразных одеяниях, а чаще всего лишь в набедренных повязках, с колтунами нечесаных волос, лицами, посыпанными пеплом и разрисованными различными религиозными знаками. Кто-то из них медитирует, кто-то исполняет религиозные песнопения, а кто-то изумляет окружающих способностью поднимать тяжести весом до 200 кг собственным...  лингамом.

Наряду с Пашупатинатхом Бхайрав — Шива в его демоническом проявлении, с оскалом клыков и глазами, налитыми кровью, в ожерелье из человеческих черепов, разрушающий все вокруг, включая невежество, — одно из наиболее почитаемых божеств в Непале. Красочные изображения Бхайрава стали эмблемой Непальских Королевских Авиалиний, они рисуются и на городских, и на храмовых стенах.

Подобно своему супругу, Парвати-Дурга-Кали также почитается в различных формах, связанных с теми или иными особенностями ее характера и поведения. Храм Дакшинакали, т.е. южной Кали, расположен к югу от Катманду в живописном ущелье и посвящен кровавой Кали, требующей непрерывных жертвоприношений. Таковые и совершаются здесь в большом количестве каждый вторник и пятницу — в жертву приносятся особи мужского пола — некастрированные бараны, козлы, петухи и т.д. Стоящие по щиколотку в крови служители храма ловким движением взмахом тесака перерубают головы жертвенных животных, а на полянке неподалеку жертвователи в окружении родных и близких поджаривают освященное принесением в жертву животное на костре. Раз в году — во время ритуального праздника богини — ее скульптурное изображение омывается кровью убитых животных.

Массовое кровопускание в честь того же праздника происходит и в самом Катманду — на площади Дурбар, окруженной кварталами полицейских учреждений и построек: сотни буйволов и козлов должны лишиться голов от одного удара, наносимого юными солдатами Непальской Королевской гвардии.

Не меньшей популярностью пользуется и Ганеша — слоноголовый бог, сын Шивы и Парвати. Ганеша приносит удачу и устраняет препятствия, поэтому перед любым начинанием — будь то постройка нового дома, выпуск новой газеты или сборы в путешествие — совершают молебны в честь Ганеши и украшают его изображения цветами. Почитается и крыса — основное средство передвижения Ганеши: высеченная из камня или отлитая в бронзе, как, например, перед храмом Ганеши в Джал Бинаяке рядом с Катманду, она преданными глазами смотрит на своего хозяина, готовая в любую минуту откликнуться на его призыв.

До 1951 года Непал был закрытой страной — такова была воля правителей: из иностранцев на территорию Непала допускался только резидент Британской короны и его преемники. Не без влияния Индии, добившейся в 1947 году полного освобождения от двухвекового английского колониального владычества, Непал открылся для мира, а в марте 1959 года в стране прошли первые всеобщие выборы. И хотя их результаты были благоприятными для Королевского дома, уже в декабре 1960 года король Махендра арестовал кабинет министров, распустил парламент и запретил деятельность всех политических партий — 21-месячный эксперимент с демократией подошел к концу. Его сын и нынешний король Непала — Бирендра Бир Бикрам Шах Дев (1945 года рождения) — в апреле 1990 года снял правовой запрет на функционирование политических организаций, жизнь в государстве забурлила, и в результате очередных всеобщих выборов в Непале было сформировано правительство коммунистов. Так и живет Непал, совмещая наследственного монарха и премьер-министра коммуниста, девственницу Кумари и буйство тантрических пар. Наверное, эта контрастность и уникальные природные данные Непала наряду с доброжелательным характером непальцев и являются основными причинами, по которым Непал неустанно манит к себе туристов.

В 60-е годы Непал подвергся наплыву западных хиппи — их здесь привлекало все — от приятного климата до доступности гашиша. В конце концов власти наложили официальный запрет на продажу и распространение любых наркотических средств, хиппи ушли, а на смену им появились образцовые туристы — любители восточной экзотики, природных красот и горных восхождений. Сейчас Непал принимает более 200000 туристов в год, не считая организованных альпинистских групп, совершающих серьезные восхождения и пополняющих непальскую казну покупкой лицензий, дающих право на восхождение.

Большую популярность в сегодняшнем Непале приобрел вид туризма под названием треккинг. Треккинг (само слово является заимствованием из языка африкаанс и означает — передвижение южноафриканских буров в поисках нового жилища) был задуман и разработан в Непале британским гражданином полковником Джимми Робертсом, который в 1965 году организовал первое туристическое агентство — «Маунтэн Трэвел», занимающееся исключительно обеспечением треккинговых маршрутов — пешеходных и лодочных прогулок и походов по малодоступным местам Непала. Таких, к слову сказать, в Непале более чем достаточно, поскольку большая часть очарования Непала все еще сохраняется именно благодаря отсутствию дорог.

Треккинг не требует специальной физической подготовки, а маршруты, длящиеся от 2-3 дней до месяца и более рассчитаны как на любителей истории, антропологии и восточных религий, так и на тех, кто мечтает оказаться в настоящих джунглях или горных долинах. Выбор лучшего времени года для треккинга зависит от того, куда ведет маршрут. Четыре месяца — с июня по сентябрь — в Непале длится сезон  муссонных дождей, горные пики прячутся в облаках. С середины октября можно смело отправляться в треккинговые путешествия, но наиболее благоприятным сезоном считаются март и апрель. Организацией треккинговых маршрутов занимаются специальные туристические агентства, которые снабдят путешественников всем необходимым — одеждой, оборудованием, гидом-руководителем маршрута и т.д., и даже велосипедами, если это маршрут «на велосипедах по горам».

 

ОДЕРЖИМОСТЬ И РИТУАЛЫ

Транс — распространенное в Непале явление. Это временное психологическое состояние, в котором медиум отрешается от себя, от своей личности и как бы отождествляется с божеством. Бывают трансы контролируемые и сознательно вызываемые — их включают в ритуальные церемонии. Бывают внезапные трансы, иногда абсолютно неуправляемые. Это случаи, когда человеком овладевает дух зловредной колдуньи (бокси). Например, однажды вечером после праздника хозяйка дома заканчивала прибирать посуду; вдруг миска выпала у нее из рук, женщина задрожала, распустила волосы. Стали спрашивать, что с ней. Оказалось, в нее вселился дух старой тетки-колдуньи, которую забыли пригласить на праздник. Эта тетка вещала устами хозяйки дома. Чтобы изгнать из тела одержимой дух колдуньи, пришлось призвать заклинателя и обещать колдунье загладить нанесенную ей обиду.

Другие неконтролируемые трансы возникают по воле богов либо духов людей, погибших не своей смертью, и означают, что человек, их испытавший, может стать профессиональным одержимым — медиумом или шаманом.

Существует известный тантристский ритуал хакрапуя — он совершается ночью несколькими парами мужчин и женщин. Участники ритуала испытывают пять наслаждений: от употребления мяса, по-особенному приготовленного, рыбы, печеных яичек шелкопряда, алкоголя и продолжительного группового секса. Этот ритуал преумножает энергию.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТРАДИЦИИ.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ЖИЗНИ НЕПАЛЬЦЕВ

Ощущение сверхъестественных сил пронизывает всю жизнь обитателей Непала, независимо от того, проживают они в долинах или горных районах. Кажется, нет действий, не сопряженных с обрядностью. Уже приготовление пищи и ее прием зачастую являются обрядом: только боги и предки имеют право на первый глоток и кусок. Сельскохозяйственные работы требуют помощи и участия богов на всех стадиях: при пахоте, севе, уборке урожая и приношении в жертву первых злаков. Свои божества есть у ремесленников, посвящающих им орудия производства. Там, где живут люди, все во власти богов. Дом осознается как храм, в котором очаг — главный алтарь. Поля, дороги, ветер, воды имеют своих божеств. Каждый шаг жизни отмечается обрядами — от зачатия до переселения в загробный мир.

Многочисленные и вездесущие священные силы имеют как бы два полюса. Один — положительный: великие боги заботятся о порядке в мире и обществе. Это источник чистоты и надежды, уверенности в спасении. Другой полюс — негативный, где сосредоточены взаимно связанные нечистота и опасность; сексуальность, рождение, смерть — источники нечистоты — отдаляют человека от великих богов и отдают во власть младших злобных божеств, бродящих по земле призраков и колдунов.

 

ПРАВИЛА ПРИЕМА ПИЩИ

Дозволяемая еда и питье определяются тем, к какой касте, или племени, или клану принадлежит человек, а также его религией. Зерновые культуры, овощи и фрукты дозволяются всем. Употребление мяса ограничено определенными сортами: кто-то ест буйволиное мясо, но не ест свинину, кто-то наоборот. Помимо этнических различий существует своего рода иерархия в пище, соответствующая социальной иерархии: есть благородные сорта мяса — козлятина, баранина, а также рыба, которые могут употреблять все, даже высшая каста брахманов. Вторая в иерархии каста кшатриев добавляет к этому перечню дичь. Если речь заходит о буйволятине или домашней птице, значит, это представители племен и низких каст. Свинину едят только некоторые племена и неприкасаемые.

Еще важнее знать, кто готовил пищу. По законам кастового общества можно есть только кушанья, изготовленные равным или вышестоящим по положению, но ни в коем случае — нижестоящим. Среди высоких каст правила еще более строгие: место, где готовится пища, должно чисто в религиозном смысле; тот, кто ее готовит, должен предварительно совершить омовение, а у брахманов, кроме того, облачиться в бесшовное одеяние — сари или дхоти. Женщины в период менструаций не имеют права готовить. Эти предписания относятся к тому, что варят в воде, особенно к рису и чечевице. То, что жарится или варится на молоке, принимается менее строго.

Принимающий пищу должен совершить омовение, только после этого он может приступить к еде, сидя на земле или на корточках в предварительно ритуально очищенном месте. Перед ним стоит латунное блюдо с рисом, вокруг которого располагаются плошки или горшочки с чечевичным соусом, мясом, овощами и молоком. Первую щепотку он преподносит богам и предкам, затем начинает есть пальцами правой руки, которой только и можно прикасаться к пище. Левой же только подносит ко рту чашу с водой. Правой рукой он разминает рис, бросает комок в чечевичный соус и отправляет все вместе в рот, затем добавляет мясо и овощи. По окончании трапезы надо вымыть руки и прополоскать рот. Остатки еды чаще всего выбрасывают. Доедать их могут только те, кто стоит ниже по касте или родственному положению: жена доедает за мужем, маленькие дети — за родителями, а самые низшие из неприкасаемых доедают остатки со стола высоких каст.


Категория: Мои статьи | Добавил: Star (05.10.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 5393 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/135
Всего комментариев: 1
1 Sownqst  
0
Невероятно индивидуально дружелюбно веб-сайт. Поразительный информация предлагаемый несколько переход к. Посетите также мою страничку

посмотрите также эту страничку и дайте ей оценку

https://transcribe.frick.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b9-%d0%b4%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5_%d0%a1%d1%8a%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b8_%d0%97%d0%b0_%d0%9f%d0%be%d1%81%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_%d0%92_%d0%9f%d1%83%d0%ba%d0%b5%d1%82 дъждовен сезон на остров пукет
https://anotepad.com/note/read/ekcaf4t4 забележителности на пукет
http://multi-net.su/user/MargartWeisz081/ пукет симиланските острови
https://transcribe.frick.org/wiki/%c3%90%c5%b8%c3%91%c6%92%c3%90%c2%ba%c3%90%c2%b5%c3%91%e2%80%9a_%c3%90%c3%a2%e2%82%ac%e2%84%a2_%c3%90%c2%a2%c3%90%c2%b0%c3%90%c2%b9%c3%90%c2%bb%c3%90%c2%b0%c3%90%c2%bd%c3%90%c2%b4_%c3%90%cb%9c_%c3%90%c2%a5%c3%91%c6%92%c3%90%c2%bb%c3%90%c2%b0_%c3%90%c3%a2%e2%82%ac%e2%84%a2_%c3%90%c2%a5%c3%90%c2%b0%c3%90%c2%b2%c3%90%c2%b0%c3%90%c2%b9 организиране на почивка пукет

=pat=

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845