НЕПАЛ
БОЖЕСТВЕННАЯ ЭРОТИКА
Островерхие трехъярусные крыши непальских храмов,
выступающие над собственно остовом культового сооружения, поддерживаются по
всему периметру деревянными балками. По утверждению С. Леви, известного
французского востоковеда, стиль «пагод» — исконный для Непала и существовал
здесь задолго до того, как появился на Дальнем Востоке. Исконно непальскими
являются и искусно вырезанные фигуры совокупляющихся в причудливых позах мужчин
и женщин, а также людей и зверей, в изобилии украшающие деревянные подпорки
храмовых крыш. Воспитанному в строгости христианских заповедей или пуританской
морали путешественнику сочетание религии и эротики может показаться
богохульством, но местные жители объясняют это явление по-своему: макушки
храмов, полностью сработанные из дерева или декорированные большим количеством
деревянных деталей, легко притягивают молнию. А молния — это богиня, да к тому
же — вечная девственница. Завидев наслаждающиеся любовью пары, трио и квартеты,
целомудренная богиня испытывает чувство жгучего стыда и бросается прочь...
Здесь, в Непале, высятся Гималаи — самые высокие в
мире горы, и поэтому «обитель богов» находится здесь, и именно здесь у смертных
появляется надежда на общение с богами.
Единственное в мире индуистское королевство Непал (так
записано в конституции 1991 г.),
расположенное между двумя соседями-гигантами — Индией и Китаем, кажется
небольшим государством, хотя его территория, на которой проживает около 19 млн.
человек, составляет 147 181 кв. км, что превышает площадь Австрии и Швейцарии,
вместе взятых. Шесть седьмых территории страны занимают горы, да и всю страну
можно сравнить с гигантской лестницей, величественно поднимающейся от низин
(тераев) к заоблачным высям Гималаев. На ступенях этого нерукотворного шедевра разместились
аналоги, кажется, всех природных зон земли — от субтропической до полярной.
Друг от друга их отделяют всего 250
км. Южную кромку страны образует часть Индо-Гангской
низменности, которая находится на высоте не более 250 м над уровнем моря. Еще в
начале нашего века тераи были покрыты густыми, труднопроходимыми джунглями,
сейчас это освоенная и плотно заселенная часть страны. Чуть выше к северу от
тераев тянутся гряды «первой ступени» Гималаев — хребта Сивалика, отроги
которого иногда расступаются, образуя обширные долины. Еще севернее расположены
цепи хребта Махабхарат — «второй ступени» Гималаев. Между хребтом Махабхарат и
Главным Гималайским хребтом протянулись долины, самая обширная из которых —
Катманду (буквально «деревянный храм»), в которой расположилась и одноименная
столица королевства. Средняя высота Главного Гималайского хребта — 6000 м, Тут же находятся
восемь пиков свыше 8000 м.
Здесь же и «крыша мира» — гора Джомолунгма (Эверест) высотой 8848 м, впервые покоренная
шерпом Н. Тенцингом и новозеландцем Э. Хиллари 29 мая 1953 года. Шерпы, выходцы
из Тибета и традиционные проводники у всех альпийских экспедиций, идущих на
штурм гималайских вершин, изображают высочайший пик как грозную богиню
Джомолунгму, восседающую на могучем льве и прокладывающую себе путь через
клубящиеся облака.
Непал — одна из самых невероятных стран земного шара,
географическое чудо и этнологическая головоломка. От горы к горе, от долины к
долине, от плато к равнине меняется климат, меняются этнические группы, расы,
языки и обычаи. Среднегодовая непальская температура +18 градусов, в летнее
время температура в долинах не превышает +30, а зимой не опускается ниже +10
градусов; общий климат характеризуется как умеренно-влажный — в год выпадает
около 1420 мм
осадков. В Непале говорят на 36 языках и диалектах, главные из которых —
непали, язык индо-арийской группы индоевропейской языковой семьи, признанный
официальным языком королевства, и невари, язык тибетско-бирманской группы.
Кстати, именно с языка невари и началось в России знакомство с языками Непала —
здесь в 1875 году побывал замечательный ученый-индолог И.П. Минаев, собрал
обширный материал и начал работу по подготовке словаря языка невари.
Три горных пояса длиной 800 км протянулись с запада
на восток Непала, главные водные артерии проходят с севера на юг — это всегда
затрудняло связь между отдельными географическими районами и способствовало
изоляции Непала от всего остального мира: централизованное непальское
государство с монархической формой правления появилось на политической карте
мира в его нынешних границах довольно поздно — в начале прошлого века,
сложившись в результате объединения мелких и мельчайших феодальных княжеств. И
тем не менее история Непала, основные события которой разворачивались в долине
Катманду, уходит корнями в седую, овеянную легендами и тайнами старину. Прежде
всего это родина Гуатамы Будды — здесь, в местечке Лумбини, за 623 года до
рождества Христова появился на свет основатель одной из мировых религий —
буддизма. Около восьми процентов непальцев в наши дни называют себя буддистами
— буддистские пагоды и ступы разбросаны по всей стране, а самые знаменитые
ступы — полусферические сооружения, хранящие буддистские реликвии, — Бодхнатх и
Сваямбхунатх являются объектами паломничества буддистов всего мира: здесь
торжественно отмечаются дни рождения творца доктрины освобождения.
...Когда-то, в незапамятные времена, на месте долины
Катманду плескалось лазурное озеро, а посреди него, вызывая всеобщее
благоговение, испускал необычное голубое сияние великолепный лотос —
предвестник появления Будды. Появившийся в этих краях мудрец Манджушри пожелал
приблизиться к лотосу — раскаленный меч его мудрости осушил воды, и возле
цветка мудрец соорудил небольшую святыню, превратившуюся впоследствии в
величественный Сваямбхунатх, что значит «самовозникший, сам себя породивший».
На каждой из четырех сторон этого древнего сооружения изображены сострадающие,
но и пристальные глаза Будды, держащие под своим прицелом всю долину Катманду.
Между ними расположен мистический третий глаз — символ подлинной мудрости, а
нарисованный «нос», похожий на вопросительный знак, на самом деле является
цифрой один — символом единства. К возвышенности, на которой сооружена ступа,
ведет 300 ступеней. Внизу — три каменных изваяния сидящего Будды, раскрашенные
желтой и красной краской. С регулярными интервалами вдоль лестниц расположены
пары каменных животных — личный транспорт богов и богинь, вокруг которых
резвятся обезьяны. Вся конструкция ступы подчиняется определенным правилам, и
каждый ее элемент имеет особое значение: ослепительно-белая полусферическая
насыпь представляет четыре основных стихии — землю, огонь, воздух и воду;
тридцать позолоченных колец на шпиле являются лестницей к нирване — различными
ступенями познания, а сама нирвана — состояние умудренной отрешенности —
символизируется зонтом на верхушке шпиля. Кстати, тот же самый мудрец Манджушри
когда-то здесь, возле Сваямбхунатха, постриг свои волосы, и каждая волосинка
превратилась в дерево — под их сенью теперь отдыхают паломники и туристы, а
вши, в изобилии проживавшие в волосах отшельника, превратились в обезьян, —
наверное, тех самых, которые суетятся на трехстах ступеньках, высматривая, чем
бы поживиться у зазевавшегося визитера.
Однако Непал не случайно официально именуется
«индуистским королевством» — 90 процентов его населения — индуисты, или индусы,
приверженцы индуизма. В стране есть небольшое количество мусульман и анимистов
— поклонников различных локальных духов. Буддизм и индуизм, когда-то отчаянно
соперничавшие друг с другом, теперь не только прекрасно уживаются, но и взаимно
обогатились: скульптура Будды украшает многие индуистские храмы, сам он признан
одним из земных воплощений бога Вишну — одного из триады главных богов индуизма
(Вишну, Шива и Брахма), а боги индуизма соседствуют с буддистскими ступами, и
буддисты считают Вишну, Шиву и Брахму воплощениями первозданного Будды.
Наиболее ярко буддистско-индуистский синтез проявляется в Катманду — столице
государства.
Одновременно древний и современный Катманду расположен
на высоте 1331 м
над уровнем моря, в священном месте слияния двух рек — Багамати и Бишнумати,
его население — около 0,5 млн. человек. в городе много зелени, в основном дубов
и ольхи, и особенно хороши цветущие рододендроны и джакаранды. Роскошные дворцы
в стиле неоклассицизма, построенные в середине XIX века, после турне одного из непальских
премьер-министров по Франции и Англии, соседствуют со старинными пагодами и
монастырями. В одном из таких монастырей XVIII века — Кумари Бахале — обитает живая богиня —
покровительница всего Непала.
Вообще в долине Катманду издавна каждое княжество,
каждый городской квартал имел свою богиню-покровительницу — свою Кумари, т.е.
«девственницу», воплощающую богиню Кали, постоянную спутницу юога Шивы. Кумари
выбиралась из девочек определенной касты, не достигших половой зрелости и
сумевших пройти через сложные испытания. Избранница помещалась в храм, и ей
воздавались божественные почести, но только до прихода у нее месячных — после
этого она уступала свое место другой, более юной девочке. Со временем культ
живой богини стал государственным — храм официальной Королевской Кумари
расположен в Катманду неподалеку от королевского дворца. Происхождение этого
обычая также теряется в глубине веков, а его первостепенное значение в духовной
жизни Непала подтверждается многочисленными неувядающими легендами. Согласно
одной из них, в VIII веке одна из девочек клана Шакья (клана Гаутамы Будды) утверждала, что
она является земным воплощением Кумари-Кали. Разгневанный повелитель княжества
отправил ее в ссылку, но, убоявшись яростной реакции собственной супруги,
повелел доставить ее обратно и запереть в храме. По другой легенде, король
Малла любил играть в кости с богиней Таледжу (она же Кали), являвшейся перед
ним в человеческом облике. Однажды, однако, он воспылал к ней неудержимой
страстью, и возмущенная его приставаниями богиня обещала ему больше никогда не
возвращаться. Королю, в конце концов, удалось вымолить прощение, и Таледжу
снова появилась перед ним, но уже в облике вечно юной девственницы.
Живая богиня избирается из 4—5-летних девочек,
принадлежащих к клану Шакья — потомственных ювелиров по золоту и серебру. Ее
тело должно быть безупречным и соответствовать 32 особым отличительным
признакам. На конечном этапе отбора все кандидатки проходят через суровые
испытания — их запирают на ночь в темном храме среди кровоточащих буйволиных
голов, и мужчины, наряженные страшными демонами, устраивают вокруг них
феерическую пляску. Та, которая не испугается и не заплачет, тем самым
доказывает, что она-то и есть богиня. Свою подлинность она подтверждает, если
среди разложенных перед нею одежд правильно угадает наряд предыдущей Кумари. Но
и после этого астрологи должны убедиться в том, что ее гороскоп не противоречит
гороскопу короля, и только тогда перед ней откроются двери Кумари Бахала.
Вплоть до внутреннего дворика обитель Кумари доступна взорам любопытствующих
путешественников. Если посетитель расщедрится на пожертвование, то строгая
нянька-надзирательница поднесет одетую в королевские одежды, увенчанную пышным
головным убором и по-взрослому раскрашенную косметикой малышку Кумари к одному
из окон, выходящему во внутренний дворик; на секунду покажется ее заплаканное
личико, и тут надо успеть сложить перед грудью ладони рук и поприветствовать ее
по индусскому обычаю; фотографировать ее строжайше запрещено.
Кумари разрешается покидать храм только несколько раз
в году для участия в религиозных праздниках, но и тогда ее выносят в паланкине,
поскольку ноги богини не должны касаться земли. Паланкин устанавливается в
колеснице, которая доставляет Кумари к специально сооруженной по случаю
праздника трибуне, и ожидающий ее король воздает ей почести и получает от нее
знак божественного расположения — цветную отметку на лоб. В храме-монастыре
Кумари остается до наступления половой зрелости, если ей не придется покинуть
его еще раньше — такое может произойти, если она случайно поранится и на ее
теле покажется капля крови. Любая кровь — это осквернение, которому богиня не
может подвергаться. Как только она «отработает» свой срок, ей разрешают
покинуть храм, щедро одаряют и возвращают к родителям. В принципе, она может
выйти замуж, но женихов отпугивает перспектива женитьбы на юной красавице,
привыкшей к годам полной бездеятельности и низкопоклонства и вряд ли подготовленной
к исполнению функций домашней хозяйки и матери. К тому же существует поверье,
что бывшая богиня приносит несчастье в семью и раннюю смерть своему мужу, если
таковой все же находится.
Среди триады главенствующих индусских богов непальцы
отдают явное предпочтение Шиве, не забывая, впрочем, и о Вишну — король Непала
считается земным его воплощением. Вишну — сложный, комплексный бог; он
одновременно и создатель, и разрушитель, и конец, и начало всех вещей. Ему
поклоняются в его гневной ипостаси как Бхайраву — «Жестокому», Рудре, или Угре,
— «Страшному», «Безобразному» или Шаве — «Трупу». В мирной ипостаси он
выступает как Махадева — «Великий Бог», Ишвара — «Всевышний» или Пашупати —
«Владыка животных». Обычно Шива изображается светлокожим, с горлом синего
цвета, пятью ликами, четырьмя руками и тремя глазами. В руках он держит
трезубец (символ молний), меч, лук и булаву, увенчанную черепом. Он может быть
обвит тремя кобрами, одна из которых считается священным шнуром дважды
рожденных — членов высших каст, а может выступать как Бхутешвар — «Властитель
злых духов», обитающий на погребальных площадках; до сих пор существует
шиваитская секта приверженцев Бхутешвара, поедающая трупы.
Храмовый комплекс Пашупатинатха, покровителя животных
и людей, располагается в предместьях Катманду и является одним из четырех самых
важных центров шиваитского паломничества в Азии. Во время празднования
Шиваратри — дня рождения Шивы — сюда стекаются десятки тысяч паломников из
Непала, Индии и даже Шри Ланки. Пашупатинатху Шиве чаще поклоняются не в его
антропоморфном обличье, а как лингаму, т.е. фаллосу — детородному органу.
Лингам представляет собой простой столб или конус, выделанный из глины, камня
или дерева, нижним концом уходящий в йони — символ женского детородного начала
— треугольную призму или овалообразный камень. Постоянное средство передвижения
Шивы — бык Нанди — также древний символ плодородия и плодовитости, что в его
скульптурном изображении всегда подчеркивается мощными гениталиями. Храмовый
комплекс Пашупатинатха занимает огромную территорию со множеством храмов и
святилищ: здесь можно бродить целый день, и все равно будет чувство, что что-то
упущено или недосмотрено. В огромный, позолоченный, с тремя ярусами крыш
главный храм, сооруженный в XVII веке, не индус войти не может, но сквозь приоткрытую
дверь виднеется могучая фигура Нанди, а за ней воображение дорисовывает контуры
не менее могучего лингама. Впрочем, лингамы в большом количестве разбросаны в
буквальном смысле повсюду, а напротив самого храма, через речку Багамати,
располагается возвышение-платформа, на которой один за другим расположены сразу
одиннадцать лингамов. Если встать около крайнего, то все они сливаются в один,
а небольшой наклон головы вправо или влево позволяет увидеть одновременно
одиннадцать. На берегу Багамати, между храмом Пашупатинатха и платформой с
лингамами, на гхатах — специально оборудованных спусках к воде — разжигают
кремационные костры: слева — королевский гхат — для королевской родни и знати,
справа — гхаты для кремации обыкновенных людей: эти гхаты никогда не пустуют.
Впрочем, на гхатах всегда, а особенно по субботам — непальскому выходному — по
тем или иным причинам толпится много народу. По истечении срока обета, а также
в последний день месячных сюда приходят женщины — «очиститься» в священных
водах Багамати, и после омовения облачаются в новые сари. Здесь же, неподалеку
изготавливают знаменитые непальские набивные ткани, используя древнюю технику
наложения деревянных печаток с вырезанным рисунком — батик. Среди красок преобладают
зеленые, красные и черные цвета.
Как и повсюду в Непале, деревянные подпорки храмовых
крыш на территории храмового комплекса Пашупатинатха щедро украшены откровенно
эротическими фигурами: естественность и непринужденность поз, лаконизм стиля,
смелость композиций, гармоничность и динамика линий завораживают взор, а на ум
невольно приходит богиня-молния — только ли в ней дело? Конечно, нет. И
буддизм, и индуизм, и другие религиозные системы Непала подверглись мощнейшему
воздействию тантризма — не религии, но философской системы, познающей мир через
действие вообще и через взаимодействие мужского и женского начал в частности.
Возникший в Индии, тантризм постепенно, вследствие мусульманских нашествий,
владычества англичан и усиленно пропагандируемого секуляризма угас на своей
родине и превосходно укрепился и обогатился в труднодоступном Непале. В
противовес многим религиозным и философским учениям тантризм проповедует не
аскетизм и воздержанность или умеренность, а достижение наивысшего наслаждения,
которое, в свою очередь, приносит духовное освобождение и регенерирует весь
мир. Символом такого наивысшего наслаждения стал секс, понимаемый как
воплощение трансцендентальной любви. Само существование мира в тантризме
воспринимается как непрерывное воспроизводство, осуществляемое йони в
результате постоянного принятия ею мужского семени — свидетельства достижения
сексуального восторга, а разнообразие поз совокупляющихся пар, изящные и
невероятные изгибы их конечностей, иступленность внутреннего состояния, освещающая
их лица, отображают многообразие окружающего мира, его сложность и
взаимозависимость составляющих его элементов. Женщине в тантризме уделяется
особое внимание, именно поэтому в качестве иконографических символов тантризм
так любит использовать естественные, «самовозникшие» предметы, напоминающие
форму женского полового органа, — цветы лотоса, причудливые морские раковины,
кокосовые орехи с вертикальными вмятинами и даже расщелины в скалах или
углубления в стволах деревьев. Женская энергия — шакти — признается ведущей и в
шактизме — разновидности тантризма,
делающей упор на приоритет женского начала. И тогда любой из индусских богов —
будь то Шива, Вишну или Брахма — окажется неполноценным без своей личной шакти
— Парвати (Кали, Дурги, Таледжу и т.д.), Лакшми и Сарасвати. Восхождение по
тантрическим ступеням, сопровождающееся внутренними преобразованиями, позволяют
любому мужчине и женщине ощутить себя Шивой и его шакти в процессе любовного
единения, а бесконечно повторяемый сексуальный акт закрепляет эти ощущения.
Кстати, наиболее полноценный акт единения происходит, согласно тантризму, когда
шакти излучает «красную энергию», т.е. менструирует, а испытываемый при этом
оргазм приравнивается к наивысшей божественной благодати, дарующей прозрение.
Неистовство тантризма проявляется и в его пристрастии к к зооморфным партнерам
— буйволам, козлам, мифическим грифонам и т.д., и к гиперболизации человеческих
возможностей, выражающейся в увеличении численности рук, ног и голов у
антропоморфных партнеров.
Рельефы, отображающие секс в его разновидностях —
оральной, мануальной и т.п., — называются в Непале яб-юм. Долина Катманду,
включая такие средневековые, как города Патан и Бхактапур, находящиеся
неподалеку от столицы, изобилуют образцами яб-юм и путешественниками, изумленно
взирающими на непредсказуемые взлеты фантазии творцов древних храмов. Впрочем,
смысл этих взлетов в меньшей степени подчинен тому, что в них выражено, чем
тому, кто и какими глазами на это смотрит...
Важным элементом яб-юм являются лотосы (чакры) — очаги
энергии тела, размещенные по прямой линии вдоль позвоночника. Таких очагов
семь. Самый низший, с 4 лепестками, размещен в паху. Там обитает мистический
змей Кундалини — один из древнейших символов творческой энергии космоса.
Благодаря сексуальной позиции йоги и напряжению мышц спящий змей пробуждается и
поднимается. Женская энергия, дойдя до высшего лотоса (у вершины черепа),
встречается с мужским семенем и соединяется с ним в момент оргазма. В этот миг
возникает божественный нектар, стекающий вниз и пронизывающий все тело. И эти
мгновения позволяют партнерам ощутить свою причастность к источнику бытия.
Возвращаясь в храмовый комплекс Пашупатинатха, а
вернее, не желая расстаться с ним, паломники поочередно обходят храм за храмом,
поклоняясь многочисленным индусским богам и буддистским святыням, а туристы
окунаются в мир непальского народа. Уже у самых ворот храмового комплекса их
ожидает толпа уличных торговцев, запрудивших все подступы к основному входу:
здесь и необходимая утварь для совершения богослужения, и цветы, и браслеты, и
сладости — всего не перечислить. А за воротами — святые отшельники и аскеты в
разнообразных одеяниях, а чаще всего лишь в набедренных повязках, с колтунами
нечесаных волос, лицами, посыпанными пеплом и разрисованными различными
религиозными знаками. Кто-то из них медитирует, кто-то исполняет религиозные
песнопения, а кто-то изумляет окружающих способностью поднимать тяжести весом
до 200 кг
собственным... лингамом.
Наряду с Пашупатинатхом Бхайрав — Шива в его демоническом
проявлении, с оскалом клыков и глазами, налитыми кровью, в ожерелье из
человеческих черепов, разрушающий все вокруг, включая невежество, — одно из
наиболее почитаемых божеств в Непале. Красочные изображения Бхайрава стали
эмблемой Непальских Королевских Авиалиний, они рисуются и на городских, и на
храмовых стенах.
Подобно своему супругу, Парвати-Дурга-Кали также
почитается в различных формах, связанных с теми или иными особенностями ее
характера и поведения. Храм Дакшинакали, т.е. южной Кали, расположен к югу от
Катманду в живописном ущелье и посвящен кровавой Кали, требующей непрерывных
жертвоприношений. Таковые и совершаются здесь в большом количестве каждый
вторник и пятницу — в жертву приносятся особи мужского пола — некастрированные
бараны, козлы, петухи и т.д. Стоящие по щиколотку в крови служители храма
ловким движением взмахом тесака перерубают головы жертвенных животных, а на
полянке неподалеку жертвователи в окружении родных и близких поджаривают
освященное принесением в жертву животное на костре. Раз в году — во время
ритуального праздника богини — ее скульптурное изображение омывается кровью
убитых животных.
Массовое кровопускание в честь того же праздника
происходит и в самом Катманду — на площади Дурбар, окруженной кварталами
полицейских учреждений и построек: сотни буйволов и козлов должны лишиться
голов от одного удара, наносимого юными солдатами Непальской Королевской
гвардии.
Не меньшей популярностью пользуется и Ганеша —
слоноголовый бог, сын Шивы и Парвати. Ганеша приносит удачу и устраняет
препятствия, поэтому перед любым начинанием — будь то постройка нового дома,
выпуск новой газеты или сборы в путешествие — совершают молебны в честь Ганеши
и украшают его изображения цветами. Почитается и крыса — основное средство
передвижения Ганеши: высеченная из камня или отлитая в бронзе, как, например,
перед храмом Ганеши в Джал Бинаяке рядом с Катманду, она преданными глазами
смотрит на своего хозяина, готовая в любую минуту откликнуться на его призыв.
До 1951 года Непал был закрытой страной — такова была
воля правителей: из иностранцев на территорию Непала допускался только резидент
Британской короны и его преемники. Не без влияния Индии, добившейся в 1947 году
полного освобождения от двухвекового английского колониального владычества, Непал
открылся для мира, а в марте 1959 года в стране прошли первые всеобщие выборы.
И хотя их результаты были благоприятными для Королевского дома, уже в декабре
1960 года король Махендра арестовал кабинет министров, распустил парламент и
запретил деятельность всех политических партий — 21-месячный эксперимент с
демократией подошел к концу. Его сын и нынешний король Непала — Бирендра Бир
Бикрам Шах Дев (1945 года рождения) — в апреле 1990 года снял правовой запрет
на функционирование политических организаций, жизнь в государстве забурлила, и
в результате очередных всеобщих выборов в Непале было сформировано
правительство коммунистов. Так и живет Непал, совмещая наследственного монарха
и премьер-министра коммуниста, девственницу Кумари и буйство тантрических пар.
Наверное, эта контрастность и уникальные природные данные Непала наряду с
доброжелательным характером непальцев и являются основными причинами, по
которым Непал неустанно манит к себе туристов.
В 60-е годы Непал подвергся наплыву западных хиппи —
их здесь привлекало все — от приятного климата до доступности гашиша. В конце
концов власти наложили официальный запрет на продажу и распространение любых
наркотических средств, хиппи ушли, а на смену им появились образцовые туристы —
любители восточной экзотики, природных красот и горных восхождений. Сейчас
Непал принимает более 200000 туристов в год, не считая организованных
альпинистских групп, совершающих серьезные восхождения и пополняющих непальскую
казну покупкой лицензий, дающих право на восхождение.
Большую популярность в сегодняшнем Непале приобрел вид
туризма под названием треккинг. Треккинг (само слово является заимствованием из
языка африкаанс и означает — передвижение южноафриканских буров в поисках
нового жилища) был задуман и разработан в Непале британским гражданином
полковником Джимми Робертсом, который в 1965 году организовал первое
туристическое агентство — «Маунтэн Трэвел», занимающееся исключительно
обеспечением треккинговых маршрутов — пешеходных и лодочных прогулок и походов
по малодоступным местам Непала. Таких, к слову сказать, в Непале более чем
достаточно, поскольку большая часть очарования Непала все еще сохраняется
именно благодаря отсутствию дорог.
Треккинг не требует специальной физической подготовки,
а маршруты, длящиеся от 2-3 дней до месяца и более рассчитаны как на любителей
истории, антропологии и восточных религий, так и на тех, кто мечтает оказаться
в настоящих джунглях или горных долинах. Выбор лучшего времени года для
треккинга зависит от того, куда ведет маршрут. Четыре месяца — с июня по
сентябрь — в Непале длится сезон
муссонных дождей, горные пики прячутся в облаках. С середины октября
можно смело отправляться в треккинговые путешествия, но наиболее благоприятным
сезоном считаются март и апрель. Организацией треккинговых маршрутов занимаются
специальные туристические агентства, которые снабдят путешественников всем
необходимым — одеждой, оборудованием, гидом-руководителем маршрута и т.д., и
даже велосипедами, если это маршрут «на велосипедах по горам».
ОДЕРЖИМОСТЬ И РИТУАЛЫ
Транс — распространенное в Непале явление. Это
временное психологическое состояние, в котором медиум отрешается от себя, от
своей личности и как бы отождествляется с божеством. Бывают трансы
контролируемые и сознательно вызываемые — их включают в ритуальные церемонии.
Бывают внезапные трансы, иногда абсолютно неуправляемые. Это случаи, когда
человеком овладевает дух зловредной колдуньи (бокси). Например, однажды вечером
после праздника хозяйка дома заканчивала прибирать посуду; вдруг миска выпала у
нее из рук, женщина задрожала, распустила волосы. Стали спрашивать, что с ней.
Оказалось, в нее вселился дух старой тетки-колдуньи, которую забыли пригласить
на праздник. Эта тетка вещала устами хозяйки дома. Чтобы изгнать из тела
одержимой дух колдуньи, пришлось призвать заклинателя и обещать колдунье
загладить нанесенную ей обиду.
Другие неконтролируемые трансы возникают по воле богов
либо духов людей, погибших не своей смертью, и означают, что человек, их
испытавший, может стать профессиональным одержимым — медиумом или шаманом.
Существует известный тантристский ритуал хакрапуя — он
совершается ночью несколькими парами мужчин и женщин. Участники ритуала
испытывают пять наслаждений: от употребления мяса, по-особенному
приготовленного, рыбы, печеных яичек шелкопряда, алкоголя и продолжительного
группового секса. Этот ритуал преумножает энергию.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТРАДИЦИИ.
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ЖИЗНИ НЕПАЛЬЦЕВ
Ощущение сверхъестественных сил пронизывает всю жизнь
обитателей Непала, независимо от того, проживают они в долинах или горных
районах. Кажется, нет действий, не сопряженных с обрядностью. Уже приготовление
пищи и ее прием зачастую являются обрядом: только боги и предки имеют право на
первый глоток и кусок. Сельскохозяйственные работы требуют помощи и участия богов
на всех стадиях: при пахоте, севе, уборке урожая и приношении в жертву первых
злаков. Свои божества есть у ремесленников, посвящающих им орудия производства.
Там, где живут люди, все во власти богов. Дом осознается как храм, в котором
очаг — главный алтарь. Поля, дороги, ветер, воды имеют своих божеств. Каждый
шаг жизни отмечается обрядами — от зачатия до переселения в загробный мир.
Многочисленные и вездесущие священные силы имеют как
бы два полюса. Один — положительный: великие боги заботятся о порядке в мире и
обществе. Это источник чистоты и надежды, уверенности в спасении. Другой полюс
— негативный, где сосредоточены взаимно связанные нечистота и опасность;
сексуальность, рождение, смерть — источники нечистоты — отдаляют человека от
великих богов и отдают во власть младших злобных божеств, бродящих по земле
призраков и колдунов.
ПРАВИЛА ПРИЕМА ПИЩИ
Дозволяемая еда и питье определяются тем, к какой
касте, или племени, или клану принадлежит человек, а также его религией.
Зерновые культуры, овощи и фрукты дозволяются всем. Употребление мяса
ограничено определенными сортами: кто-то ест буйволиное мясо, но не ест
свинину, кто-то наоборот. Помимо этнических различий существует своего рода
иерархия в пище, соответствующая социальной иерархии: есть благородные сорта
мяса — козлятина, баранина, а также рыба, которые могут употреблять все, даже
высшая каста брахманов. Вторая в иерархии каста кшатриев добавляет к этому
перечню дичь. Если речь заходит о буйволятине или домашней птице, значит, это
представители племен и низких каст. Свинину едят только некоторые племена и
неприкасаемые.
Еще важнее знать, кто готовил пищу. По законам
кастового общества можно есть только кушанья, изготовленные равным или
вышестоящим по положению, но ни в коем случае — нижестоящим. Среди высоких каст
правила еще более строгие: место, где готовится пища, должно чисто в
религиозном смысле; тот, кто ее готовит, должен предварительно совершить
омовение, а у брахманов, кроме того, облачиться в бесшовное одеяние — сари или
дхоти. Женщины в период менструаций не имеют права готовить. Эти предписания
относятся к тому, что варят в воде, особенно к рису и чечевице. То, что жарится
или варится на молоке, принимается менее строго.
Принимающий пищу должен совершить омовение, только
после этого он может приступить к еде, сидя на земле или на корточках в
предварительно ритуально очищенном месте. Перед ним стоит латунное блюдо с
рисом, вокруг которого располагаются плошки или горшочки с чечевичным соусом,
мясом, овощами и молоком. Первую щепотку он преподносит богам и предкам, затем
начинает есть пальцами правой руки, которой только и можно прикасаться к пище.
Левой же только подносит ко рту чашу с водой. Правой рукой он разминает рис,
бросает комок в чечевичный соус и отправляет все вместе в рот, затем добавляет
мясо и овощи. По окончании трапезы надо вымыть руки и прополоскать рот. Остатки
еды чаще всего выбрасывают. Доедать их могут только те, кто стоит ниже по касте
или родственному положению: жена доедает за мужем, маленькие дети — за
родителями, а самые низшие из неприкасаемых доедают остатки со стола высоких
каст.
|