ОКНО В МИР
ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА В МОРЕ
Дания занимает территорию общей площадью 43000
кв. км, что эквивалентно площади
Швейцарии или одной девятой площади Калифорнии. Можно добавить, что сухопутную
границу Дания имеет лишь с Германией на юге Ютландского полуострова; другие же
ближайшие соседи - Швеция и Норвегия - отделены от нее проливами Эресунн и
Скагеррак, причем до Швеции всего 20
км, а до Норвегии приблизи-тельно 200 км. Расстояние до
Великобритании - около 500 км
по Северному морю.
Занимая весьма
скромную территорию, Дания, как уже упоминалось, может поспорить по части
географии со многими странами. Полуостров Ютландия является частью европейского
материка, в остальном же Данию составляют те зеленые острова, о которых писал
Ханс Кристиан Андерсен. Островов этих великое множество, не менее 406, больших
и малых, и 90 из них обитаемы. Самые крупные - Зеландия (где находится столица
страны Копенгаген), Фюн, острова-близнецы Лоллан и Фальстер, а также удаленный
примерно на 200 км
к востоку Борнхольм в Балтийском море.
В силу такой
дробности Дания имеет необычайно длинную по отношению к территории страны
береговую линию - 7300 км.
Вдоль западного
побережья Ютландии тянутся почти непрерывной грядой высокие песчаные дюны. Для
срединной Ютландии характерны вересковые пустоши, озера и "горы"
высотой не более 170
метров, пусть даже датчане и величают одну из них
"Небесной горой". Восточно-ютландское побережье изрезано фьордами,
это край лесов и тучных полей. Большинство островов, воспетых Андерсеном,
по-прежнему зелены, там хорошие пахотные земли, деревни тесно соседствуют с
городами. Исключение представляет скалистый остров Борнхольм, который
геологически относится к Скандинавскому полуострову.
Погода в Дании не
отличается постоянством. Никогда не знаешь, что принесет завтрашний день -
солнце или дождь. Многие датчане предпочли бы более устойчивый климат,
иностранцы же, видимо, привыкшие к более растянутым холодному и теплому
периодам, нередко находят в этом особую прелесть.
Неудивительно, что в
такой стране, как Дания, было довольно непросто наладить транспортное сообщение
- для этого потребовалось построить немало мостов и паромов. Сегодня между
Зеландией и Фюном, Зеландией и Ютландией курсируют паромы, способные принять до
2000 пассажиров и 300-400 автомобилей. Возводятся новые
мосты. Последний из них - длиной 3,3 км - соединил Зеландию и Фальстер и стал
звеном автомагистрали, связывающей Скандинавию и Германию.
В настоящее время
ведутся работы по реализации самого крупного проекта - сооружению
двадцати-километрового моста-туннеля через пролив Большой Бельт, который
соединит острова Фюн и Зеландию. Железнодорожное сообщение предполагается
открыть в начале 1996 года, автомобильное - несколько позже, в конце 1997 года. |