Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов,
мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой
наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали
основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское - родине деревянной
игрушки, где традиции мастеров сохранились и по сей день.
ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ
СЕЛА БОГОРОДСКОЕ
История богородской
игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного
Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и
многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из
ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже
к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из
дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им
наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка
показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор,
рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным"
ремеслом.
А если серьезно,
народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из
крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и
птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до
сих пор считаются "мужик и медведь" в различных сюжетных постановках, первой из
которых стала подвижная игрушка "Кузнецы".
ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК
В начале прошлого
столетия в селе Богородское появилось первое производство - кустарно-игрушечная
артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название "Богородский резчик". В
советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой
художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и
зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я
поразился - в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство
помещений попросту пустовало.
По словам начальника
отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики
уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном -
выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили.
"Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что
она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию".
Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки "Кузнецы". Разницу видно
сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции,
вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа
на неуклюжую работу школьника младших классов.
В последнее время не
хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата - более чем скромная. Некоторые
"мастера-эксклюзивщики" работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы
фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает
на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы - около тысячи. Резчики в
творческих мастерских "богаче", оклад дотягивает до 2500, да и работа у них
интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики
две игрушки для выпуска на потоке, плюс - эксклюзивные заказы. В этом случае
можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни
премий, ни "13-й зарплаты" с начала 90-х. Коллектив заметно "постарел",
молодые, окончив местное художественно-промышленное училище, либо уезжают на
заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия
сдают перекупщикам.
"РОЖДЕНИЕ" ИГРУШКИ
Перед тем как попасть на
прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо
просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия
бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек
вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если
необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики
обрабатывают липовые "чурбаки" самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но
большинство мастеров на фабрике - женщины. Заготовку изделия сначала вырубают
топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка
инструментами - стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так
что порезы для мастеров - дело привычное: заклеят пластырем ранку - и снова за
работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 - 130
изделий.
- Платят нам мало,
- пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42
года. - Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает
из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно -
два, хотя все от опыта зависит.
От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видел множество заготовок, будущих "медведей", "зайцев", "барышень" и
"собачек". Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смог только в музее фабрики.
ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ
Оказавшись в фабричном
музее-магазине, я вновь почувствовал себя ребенком. Стеллажи за прилавком
заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные
курочки на подставке, под ней - круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки
дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой - тоже
подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы
расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучал молоточками
кузнецов, "поклевал" курочками, "покормил" зайчика морковкой... Наш
фотокорреспондент долго раскачивал баланс "кота-рыбака", а когда деревянная
лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями
журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.
- У нас многие
"впадают в детство", - рассказала Наталья. - А когда приходят школьники, их
невозможно оторвать от прилавка. Выбрать - проблема, хочется купить сразу все.
Для маленьких детей наши игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение -
развивается рука, и грызть можно - дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а
потом покрываем масляным лаком, он безвреден.
КАК "ОЖИВАЮТ" ИГРУШКИ
Дети предпочитают в
основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70-80 рублей,
в магазинах - дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят
гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью
вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает
головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...
Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.
На "Крестьянском дворе"
все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит
кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки
приводит в движение кнопочный механизм. Наталья объяснила, что детали крепятся
на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".
Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к
раздвигающимся планкам. Так устроены "Кузнецы" и "Солдаты на разводе".
РАБОТЫ
МАСТЕРОВ
Кроме традиционной
игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные
деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и
подчасники. Эти работы я видел на фабричном складе и в творческих мастерских
резчиков. Хотел купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов - оказалось
дороговато, около пяти тысяч.
- Иногда "веселые"
заказчики попадаются, - рассказывает резчик творческой мастерской Сергей
Паутов. - Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок
теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил
выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не
понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже
деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно - портрет
Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор
Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.
НАСТОЯЩИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Поговорив с местным
населением, я узнал, что фабричные заказы - не основное средство заработка для
резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не
выжить. Многие - люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой,
по сегодняшним ценам, оклад! Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская.
Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру,
резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у "индивидуальщиков" тоже
проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с
машин. Цены - вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы
тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.
На фабрике к подработке
своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают "кустарить".
Прибыль очевидна, как рассказала мне одна из селянок: семья ее дочери всего за
пять лет смогла заработать на двухкомнатную квартиру и машину, а сейчас строят
загородный кирпичный дом.
Кроме резчиков по дереву
есть в Богородском еще один народный умелец - старичок-кузнец. В свои семь
десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для
резьбы по дереву - богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов
продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в
ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты
самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает. |