БАЖЕНОВ И ЕКАТЕРИНА
Весной 1760 года Баженов вместе с живописцем Антоном Лосенко
отбыл за границу для завершения образования. Триумфальное пребывание во
Франции, в мастерской Шарля Де Вайи, завершилось получением звания академика и
превосходного аттестата, подписанного зодчими Леруа, Моро, Суффло и Габриэлем.
Дальнейшее пребывание в Италии было не менее громким и закончилось избранием
двадцатипятилетнего Баженова профессорам Римской академии Св. Луки и академикам
Флорентийской и Клементинской Болонской академий, что подтверждало его высокий
профессионализм. Во Франции он был принят Людовиком XV, получил предложение остаться в Париже. Но юный Баженов
рвется домой, в Россию, где на трон вступила молодая просвещенная государыня. Она
умна, она дружит с Вольтером и Дидро, она покровительствует искусствам.
Увенчанный дипломами
«знатнейших Академий», Баженов, вопреки ожиданиям, не получил на родине
должности профессора, а был произведен лишь в академики, что в то время не
давало права преподавания, к которому зодчий так стремился. Баженов целый год
искал работу, выполнял частные заказы и в декабре 1766 года поступил служить в
артиллерийское ведомство в чине капитана. В феврале 1767 года Баженов вместе с
генерал-фельдцехмейстером Г. Орловым едет в Москву «для казенных
артиллерийских надобностей». Речь, скорее всего, шла о строительстве в Кремле
нового дворца. Именно тогда состоялась первая встреча Екатерины II и Баженова. Он настолько увлек ее
своей идеей грандиозной перестройки Кремля, что уже в конце того же года
появляется распоряжение о создании Экспедиции кремлевского строения и
назначении Баженова ее главным архитектором. К приезду императрицы и двора Москва
оказалась совершенно не готова. Летом 1766 года срочно восстановили
пострадавший от пожара дворец в Лефортове, приступили к постройке нового
деревянного дворца в Коломенском, спешно соорудили тесный и неудобный дворец
у Пречистенских ворот. Но все это были полумеры, и вопрос о строительстве
нового каменного дворца и здания Присутственных мест в Кремле встал очень
остро. В течение нескольких месяцев Баженов сформировал команду из специалистов
и приступил к разработке генерального плана. На территории Кремля создавалась
система парадных площадей, объединявшая древние и новые постройки. Баженов
разработал и утвердил у императрицы специальную «инструкцию», где особое
внимание уделял качеству строительных материалов. Для получения выдержанного
сухого леса под разборку назначили Коломенский дворец царя Алексея
Михайловича, «...который ныне так обветшал, что и подойти уже к нему страшно».
В результате разборки получили 5 000 выдержанных сосновых бревен и несколько
тысяч дефицитнейших сухих досок. В письмах к придворным Екатерина часто
упоминает Баженова. Так, в записке П.С. Салтыкову она пишет: «А естьли
изволите знать кто Баженов, то имею честь объявить, что Баженов тот
артиллерийский архитектор, которым я завладела для постройки Кремлевского
дворца».
В 1767 году началась
война с Турцией. Ассигнования на проектирование и строительство сократились
вдвое. Однако Екатерина еще увлечена кремлевским строением. Она специально
вызывает в Петербург Баженова с помощниками для «высочайшей апробации чертежей
и планов будущему вновь Кремлевскому строению». Сделанные пометки
свидетельствуют о том, что Екатерина вникала в детали и давала весьма
конкретные советы. Рассматривая планы дворца, она отметила, в частности,
отсутствие «нужных мест», то есть туалетов. Около Арсенала построили большой
«модельный дом», где у Баженова был свой кабинет, оборудованный устройствами
для звукоизоляции, «чтобы от стуку в удалении был, дабы не было помешательство
мыслям».
Хотя корректировка и
согласование проекта еще продолжались, но указом от 15 марта 1771 года Баженову
уже предписывалось «...Сломать городовую стену по Москве-реке от церкви Благовещения
до церкви Петра Митрополита, а церквей сих не трогать». Речь шла о стене
Кремля, выходящей на реку. Воспоминания современников свидетельствуют, что
Екатерина часто говорит о дворце, называет архитектора «мой Баженов» и вносит
поправки в предлагаемые им варианты.
До 1773 года Баженов
несколько раз привозил к императрице в Петербург для согласования чертежи, а в
декабре получил приказ доставить в столицу модель дворца. Еще не законченную
модель тремя обозами отправили в Петербург, где 6 марта она была высочайше
утверждена.
Какова была роль
Баженова в создании модели? С полной уверенностью можно утверждать, что он был
душой и непосредственным участником работы. Возможно, он лично делал эталонные
образцы деталей, так как сам был первоклассным модельщиком. Модель стала
московской достопримечательностью. Последнюю субботу каждого месяца публика
допускалась в «модельный дом» для осмотра. Комментарии давали сам Баженов и
члены архитектурной команды. На торжественную церемонию закладки фундамента
дворца Екатерина не приехала. Это был первый сигнал изменения ситуации и отношений
между заказчицей и зодчим. Одна из загадок русской архитектуры XVIII столетия — предложение Баженова о
полной реконструкции Кремля и сносе ряда старинных зданий и части Кремлевской
стены. Истинно русский архитектор, первый выпускник Императорской Академии
художеств, ценитель русского зодчества предлагает на месте древних палат и
кремлевских стен возвести новый дворец вполне французской архитектуры.
Беспристрастный анализ проекта свидетельствует о влиянии на него европейской
архитектурной школы. Это подтверждает открытие, сделанное в 1999 году
архитектором Д.Б. Бархиным. Он
доказал, что в проект генерального плана Кремлевского строения Баженов
включил в масштабе 1:1 фрагмент планировки площади перед римским Собором Св. Петра.
Как же такое могло
случиться? Этим вопросом задавались многие историки архитектуры. Профессор
И.С. Николаев писал: «Непонятно, как совмещал в своем сознании автор восхищенную
оценку национальных памятников русского зодчества, так ярко выраженную в
знаменитой речи при закладке фундамента Кремлевского дворца, с предпринятым им
уничтожением южной стены Кремля и Тайницкой башни и в целом с замыслом, не
посчитавшимся с существовавшим более трех столетий художественным образом
кремлевского ансамбля».
Московская
общественность так и не простила Баженову его попытки сломать Кремль. Он не
пользовался популярностью у москвичей. Их любимым архитектором стал М.Ф. Казаков.
Видимо, не существует какой-то одной причины, дающей ответ на эту загадку.
Рискну предположить, что тут роковую роль сыграл синдром молодого архитектора,
получившего первый крупный заказ. Часто в этом случае молодой автор перестает
трезво оценивать ситуацию, и окружающие здания представляются ему помехой в
реализации собственного замысла. Непосильная для бюджета страны кремлевская
стройка стоимостью 50 миллионов рублей была вскоре остановлена, а через десять
лет восстановили и Кремлевскую стену.
Императрица, еще
продолжавшая благоволить к своему архитектору, поручает Баженову оформление торжеств
на Ходынском поле, посвященных победоносному окончанию Турецкой войны.
Видимо, это была попытка «подсластить пилюлю», которая не смогла обмануть Баженова,
до этого искренне верившего в расположение Екатерины. В это время он сближается
с русскими масонами во главе с Новиковым, а также с наследником престола
Павлом Петровичем, которому дает уроки архитектуры.
В 1775 году Баженову
поручают постройку загородной резиденции в селе Черная грязь, срочно
переименованном в Царицыно. Этой работе он отдал лучшие годы жизни.
В течение десяти лет
императрица справлялась о ходе строительства, но лично в Царицыно не приезжала.
Постепенно ее интерес к стройке стал ослабевать. Деньги, и до того поступавшие
нерегулярно, не присылались по нескольку месяцев. Баженов, безвыездно живший с
семьей в Царицыне, вынужден был продать дом, библиотеку, имение жены, чтобы
расплатиться с подрядчиками.
Наконец, летом 1785 года
по настойчивому приглашению генерал-губернатора Я.А. Брюса Екатерина приехала
в Москву. Поселилась она в Коломенском, неподалеку от Царицына. Баженов с
волнением готовился к визиту царственной заказчицы. Императрица приехала 3 июня в 6 часов вечера
и пробыла в Царицыне три часа. Сохранилось несколько воспоминаний, описывающих
осмотр Екатериной дворцов и парка. Они полны драматических подробностей, и
все заканчиваются рассказом о том, как разгневанная императрица повелела «все
сломать». Запись в камер-фурьерском журнале выглядит более спокойно.
Императрица приняла поднесенные хлеб-соль, «пожаловала к руке архитектора с
фамилией», осмотрела дворец и сад, после чего отбыла в Коломенское. Там играла
в карты, слушала малороссийские песни, после чего удалилась во внутренние покои.
Только спустя семь месяцев последовало официальное распоряжение сломать
Большой Кавалерский корпус, дворцы императрицы и наследника и передать
строительство Казакову.
Не будем вдаваться в
детали этой последней встречи Екатерины и Баженова, которая закончилась
трагически для зодчего. Важно то, что распоряжение было выполнено, центральное
ядро Царицынского ансамбля уничтожено. Вскоре, по проекту Казакова, был
построен новый дворец. Перед историками русской архитектуры (и не только перед
ними) встает еще один вопрос: чем было вызвано такое трудно объяснимое решение
Екатерины? Как и в случае с проектом реконструкции Кремля, высказываются различные
суждения. Императрице не понравился тесный дворец. Его архитектура оказалась
для нее полной неожиданностью. Такое предположение несостоятельно. Все
чертежи посылались на согласование в Петербург, и Екатерина хорошо знала
проект. На предложение Баженова сделать макет ансамбля последовал ответ: «Нет
в оном нужды». Следует допустить вероятность, что Екатерина, как и большинство
заказчиков, не разбиралась в чертежах. Однако история Кремлевского строения
свидетельствует, что чертежи она читала хорошо. Возможно, ее подвели
пространственное воображение и чувство масштаба, и натура резко разошлась с
предполагаемым образом. Исследователь творчества Баженова Ю.Я. Герчук считает,
что Екатерина не ожидала увидеть узкие крутые лестницы и тесные помещения, в
которых неудобно жить. Важно и то, что в это время любимым стилем Екатерины
стал классицизм с его четкими объемами и светлыми помещениями, а любимыми
архитекторами — Кваренги и Камерон.
На Екатерину
подействовала масонская символика, якобы в изобилии представленная в
архитектуре Царицына. Екатерина действительно масонов не любила. Баженов вступил
в масонскую ложу «Девкалион» в 1784 году, когда в Царицыне основные
строительные работы уже были завершены. Вряд ли, знакомясь с проектом,
императрица могла не обратить внимания на масонские знаки, если бы они там
были.
И, наконец, вопиющая
придворная «бестактность» Баженова, построившего два одинаковых дворца — для
Екатерины и для семьи нелюбимого ею наследника престола. Такой аргумент
выглядит убедительно, если бы не одно обстоятельство: на всех утвержденных
планах Царицына всегда присутствуют два дворца. Дело, видимо, в том, что за
десять лет отношение Екатерины к Павлу и его окружению резко переменилось. О
близости Баженова к наследнику и Новикову императрица знала. Возможно, «доброжелатели»
Баженова из окружения императрицы провели работу и подготовили трагическое
решение.
Баженов оказался в
опале. Государственные заказы закончились. Здоровье было подорвано, он стал
плохо видеть. Смерть императрицы в 1796 году и воцарение Павла резко изменили
жизнь зодчего. Через два дня после смерти Екатерины он, минуя чин статского
советника, получает генеральский чин действительного статского советника с
окладом 3 300 рублей, а затем тысячу душ крепостных в Арзамасском уезде.
Указом от 2 февраля 1799 года архитектор назначается вице-президентом Академии
художеств. Эту должность ввели специально для него. Баженов с присущей ему энергией
приступил к реорганизации Академии и подготовке грандиозного издания
«Российская архитектура», осуществить которое не успел. Скончался Баженов 2
августа 1799 года.
Трагично сложилась и
судьба уникальной модели. До 1905 года она лежала разобранная в подвалах
Румянцевского музея. Дальнейшее ее местонахождение долго было неизвестно.
После выставки 1938 года, устроенной к 200-летию Баженова, модель перевезли в
Большой собор Донского монастыря. Когда монастырь передали Патриархии, модель
под наблюдением реставраторов разобрали и переместили в здание Музея
архитектуры на Воздвиженке, где специалисты приступили к ее изучению и
реставрации. Обследование показало, что она многократно перебиралась, клей
деструктурировался, многие детали, особенно колонны, мигрировали внутри модели
(все колонны модели одной высоты). Произведено много грубых перекрасок,
толстым слоем закрашены ювелирно исполненные элементы из металла. Главные
утраты случились при подготовке к юбилейной выставке Баженова в 1938 году.
Работы велись в чудовищной спешке: например, некоторые колонны установлены
вниз капителями. В качестве плоского потолка лестничной ротонды была
использована... патефонная пластинка. Основной материал, из которого
изготовлена модель, — липа.
Сегодня над моделью, кроме научных
сотрудников Музея архитектуры, работают резчик О.А. Манин и художник Ю.А.
Манин (сравним с командой Баженова, насчитывавшей почти 150 человек и
трудившейся над моделью шесть лет). Нетрудно рассчитать, сколько времени уйдет
на реставрацию. Денег на эту работу Минфин музею не выделил.
Модель дворца —
неосуществленная мечта мастера, трагический шедевр русской архитектуры. Долгое
время она была выключена из культуры народа. Несколько поколений так и не
увидели полностью этот уникальный экспонат. Чтобы сохранить, собрать и
подготовить модель для показа, требуются сложнейшая и дорогостоящая
реставрация, специально оборудованное помещение. На это нужны миллионные
вложения. Естественно, у музея таких денег нет.
Музей
архитектуры предлагает архитекторам, строителям, банкам, биржам, бизнесменам,
всем, кто хочет внести вклад в благородное дело, принять участие в спасении
выдающегося памятника национальной культуры — крупнейшей
в мире модели Большого Кремлевского дворца, выполненной великим Баженовым.
Имена всех, кто вложит средства в эту программу: будут отмечены
памятным знаком на пьедестале модели и навсегда останутся в истории русской
культуры. Откладывать эти работы нельзя — необходимо срочно спасать модель!
Александр ХУДОЛЕЕВ |