ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

НАЦИОНАЛЬНОЕ РУССКОЕ ЯВЛЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ РУССКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 Колокол был известен людям со времен глубокой древности. Время появления колоколов — бронзовый век. На Руси первое упоминание о нем относится к 988 году.

У разных народов в довольно ранний период человеческой истории колокола имели самое разное назначение. Небольшие клепаные колокольцы — «ботала» (от слова «ботать» — производить шум) насчитывают более чем два тысячелетия. Привязанные на шею коровам, лошадям веревочными или сыромятными «готянами», шнурками, они позволяли определить местонахождение скота и, по мнению жителей, отпугивали медведей. Примечательно, что в России так пасут скот и в наши дни. Загоняли рыбу в сети тоже ботая, т.е. ударяя по воде длинной палкой с колоколовидным раструбом на конце.

Колокольный звон — оберег. «Заслышав звон колоколов, дьявол бежит вон от человека», — это поверье еще в XIX веке записал на Русском Севере этнограф П.С. Ефименко. К свадебному поезду готовили колокольцы — под расписные дуги лошадей привязывали бубенцы к оглоблям. Звон должен был охранять молодых в столь важный момент их жизни, как свадьба, от действия вредоносных сил…

Если вера в магическую силу колокола уходит своими корнями в глубокое прошлое, к дохристианским представлениям славян, то вера в силу креста и церковного колокольного звона распространялась православной церковью уже с использованием сложившихся ранее представлений.

Колокола на Руси звонили не только к молитве. Велико было гражданское значение колокола. Особый звон извещал о пожарах, столь частых в старинных деревянных селениях. Звонили колокола в непогоду, указывая заблудившемуся путнику дорогу к жилью. Звон колоколов предупреждал население о подходе врага, звал на бой. Вечевые колокола в Новгороде и Пскове созывали граждан на «вече» — особое собрание для решения государственных вопросов, были своеобразными символами политической самостоятельности этих городов.

Литье колокола — дело необычайно трудное. Хотя состав колокольной бронзы, придающей колоколам особую звучность, был открыт еще в средние века — примерно одна часть олова на четыре части меди (мнение о том, что звон колокола зависит от примеси серебра, неверно), но вплоть до первого удара во вновь отлитый колокол мастер не мог узнать, будет ли он благозвучен.

Старинные секреты литья колоколов удалось раскрыть Николаю ШУВАЛОВУ, знатоку этого уникального промысла, организовавшему литье колоколов в городе Тутаеве Ярославской области.

 — Случилось так, что среди всех моих нынешних коллег — колокольных мастеров, что льют колокола в Воронеже, Москве и на Урале,— говорит Николай Александрович,— мое производство единственное, где все этапы создания колокола стоят на ручном труде, на тех же природных материалах — песок, глина, кирпич, воск,  коровья шерсть, квасное сусло, что и 200-300 лет назад; а также на долгом рождении каждого колокола в течение трех месяцев непрерывной работы над ним, его будущей формой и голосом. Целью коллектива моего завода стало возрождение старинных традиций литья церковных колоколов. В настоящее время колокола нашего производства украшают многие храмы в России.

Использование на этапе литья художественных вставок образцов ликов Святых Русской Православной Церкви, изготовленных мастерами скульптуры, применение только ручных способов чеканки и обработки отличают наши колокола красивым изукрасом. Языки для колоколов отливаются из стали. Каждый язык имеет профиль (форму) идентичную языкам колоколов древности.

Прочность и красоту звучания колокола определяет соотношение трех основных параметров: диаметра, высоты и толщины стенок. При этом существующий, выверенный многовековой практикой метод не дает точно рассчитанного способа определения верхнего диаметра колокола. В итоге каждый мастер имеет свой собственный, хранимый в тайне профиль колокола, хотя все мы пользуемся единым принципом его построения.

Как только готовы чертежи и лекала, приступаем к изготовлению формы будущего колокола. Начинается работа, которую я люблю больше всего,— работа руками, или, по-русски, ремесло. Поначалу мы пытались лить колокола по современным технологиям, в формовочную землю. Для изготовления литейной формы чего только не пробовали: гипс, цемент, жидкое стекло, фарфоровую смесь. После нескольких первых плавок отливка издавала звук, словно бьют по цинковому ведру. Тогда, в который раз перечитав книгу Н. И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» (1912), я решил сделать все так, как много сотен лет назад делали наши русские мастера: открутить форму из глины с помощью кружальных лекал.

Глину искали долго. Закупали гжельскую, армянскую, болгарскую; получалось все не то. Тогда подумалось: двести лет в Ярославле работал знаменитый на весь мир завод Оловянишниковых, десятки лет лили колокола на Ярославской земле Чарышниковы и Мартыновы. Не может быть, чтобы мастера возили глину за тридевять земель, где-то здесь она, рядом. И точно, нашли все же нужную глину в одном из карьеров Ярославской области (где конкретно — это наш секрет). В глину, по старинке, добавляем коровью шерсть, конский навоз, квасное сусло.

Форма — такой же ответственный процесс, как и подготовка чертежа профиля колокола: малейшее отклонение даст дефекты при звучании. Форма состоит из трех частей: болван, или стержень (внутренняя часть формы), т.н. «фальшивый колокол», и кожух (внешняя часть формы колокола). Самая кропотливая часть работы — изготовление фальшивого колокола, который один в один должен соответствовать будущему бронзовому, фактически — это его модель. Фальшколокол изготавливается из глины и песка по второму лекалу; готовая внутренняя форма обмазывается тонкими слоями, каждый слой подсушивается. В день лекало обходит вокруг формы до сотни кругов и при этом нельзя ни разу его сбить. Малейшая ошибка — начинай все с начала. На фальшивый колокол наносятся орнаменты, иконы, надписи — по желанию заказчика, но при строгом соблюдении православных традиций (мы больше опираемся на каноны XVII–XVIII вв.). Подготовка декора колокола — отдельный, очень длительный процесс. Сначала все элементы изготавливаются художником из пластилина (несмотря на простоту материала, это очень дорогие рельефные модели, особенно иконные), затем с них получают негативные отпечатки, и уже потом заводской художник изготавливает их из воска. Готовый фальшколокол с украшениями и надписями обмазывается тонкими слоями жирной глины при помощи художественных кистей, с просушкой каждого слоя. Таких слоев может быть 20–30 в зависимости от массы будущего колокола. Жидкая глина должна заполнить все детали украшений колокола. Затем форма обмазывается толстым слоем глины, который стягивается металлическими прутьями с крючками наверху, служащими для подъема верхней части колокола — кожуха. Кожух поднимают, фальшивый колокол уничтожается, болван и внутреннюю часть кожуха (на которой отпечатались все украшения и надписи) зачищают и поправляют. Затем ставят кожух на прежнее место, и между болваном и кожухом получается пустое пространство для заливки металлом. Форму устанавливают в литейную яму и тщательно засыпают землей, плотно трамбуя, чтобы кожух выдержал огромное давление расплавленного металла. Все готово к отливке.

День плавки для меня долгожданный, но трудный: кто кого покорит и подчинит — стихия огня и расплавленного металла или мастер и его помощники? Готовность сплава, кроме точного определения температуры, можно определить старинным способом: опустить в него деревянную палочку. Если бронза готова, она застывает на ней в виде стеклообразной корки. При правильном заполнении формы металл глухо журчит (более резкие звуки говорят о пузырях в сплаве, что ведет к раковинам в колоколе). Колокол стынет несколько дней, затем его вынимают из ямы, очищают от пригоревшей глины изнутри и снаружи, а затем тщательно обрабатывают каждый сантиметр поверхности. Теперь колокол можно приподнять и попробовать звук. На моем заводе колокола ни в коем случае не обтачиваются.

Ни один колокол по звучанию не похож на другой. Да ведь так и должно быть. Издавна считалось, что каждый колокол имеет свой характер, колоколам даже давали имена-прозвища: Неопалимая Купина, Осанна, Бурлила, Полиелейный, Красный и т.п. Голос каждого колокола так же неповторим, как голос любого человека. Природа его отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поет небольшой хор, а не один голос. Среди них есть главный, основной тон и дополнительные, которые называются обертонами, и их можно различить на слух от трех до десятка. Это многозвучие — душа русского колокола.

В звуке русского колокола, предназначенного служить гласом православного храма, прекрасно существуют и негармонические призвуки. Они создают свое качество звучания, обладающее особой силой воздействия на человека, не сравнимое ни с чем иным. В этом меня убедило многолетнее изучение колоколов XVII–XVIII вв., в строе которых чаще встречаются диссонирующие интервалы (тритон, септима), нежели всеми любимое мажорное трезвучие.

Другая особенность наших колоколов — это их громогласность. Это требование православной церкви к колоколам: чтобы звон был громче и слышен издалека. Издавна существовал на Руси обычай при первых звуках церковных колоколов останавливать ненадолго работу, снимать шапку и креститься. Так, даже тот человек, который не мог пойти в церковь или был в отдалении от нее, все же мысленно присутствовал на службе, отвлекаясь от мирской суеты и включаясь в духовное действо. Не зря раньше даже язычники, слыша звон колоколов, говорили: «...это голос христианского Бога слышен». Мощные звуки, разливающиеся в воздухе на многие километры вокруг, трогают сердце каждого человека, даже того, кому неизвестна сложная символика колокольного звона. Ничем иным не может быть удачнее выражено общее настроение многих людей, возвеличен праздник, нежели мощным колокольным звоном.

Народ наш издревле верит, что там, где звонят колокола, зло и болезни отступают. Таким образом, колокольный звон на Руси воспринимается и как очистительный. Еще и поэтому так важно распространение мощных звуковых волн колокольного звона на большие пространства, т.к. именно пространственные и временные границы звучания его определяют среду, недоступную влиянию злых сил. Многочисленные легенды, распространенные в разных местностях, рассказывают о том, как сила церковного благовеста ограждала людей от злого дела, от страшного греха.

Голос колоколу дается при его рождении, многое здесь зависит от квалификации и степени ответственности мастера. Но качество звучания каждого колокола на колокольне зависит и от многих других факторов, которые должен учитывать звонарь. Здесь я только перечислю главные: правильный подбор и подвеска языка; способ крепления короны колокола при подвеске на балке колокольни; правильное расположение колокола по отношению к проемам колокольни и некоторые другие. На характер звука влияет также состояние атмосферы. Например, в сухую погоду звук резковатый, в сырую — более мягкий; морозный ясный день способствует распространению звука, снег, наоборот, задерживает звук. Эти особенности были отражены в народных приметах о погоде: если колокольный звон слышен ясно, сильно, то будет зимою мороз, летом — хорошая погода без дождя, а если звон слышен глухо — летом к дождю, зимой — к снегу.

Среди задач, стоящих перед литейщиком, звук, голос колокола — самая сложная, но важнейшая задача. Никому не нужен красивый, наполированный, но хриплый или глухой колокол. Вот как писал об этом в начале XX в. Николай Иванович Оловянишников: «Главное достоинство всякого колокола — это благозвучность, но отлить колокол в требуемый тон и нужной массы не так легко, и опытному мастеру не всегда удается вполне удовлетворить всем требованиям». Бывает брак и в нашей работе, когда колокол не удается отлить так, как хочется с первого раза. Почему какой-либо колокол не звучит, никто из нас объяснить не может. Вроде бы каждый раз все делаем по одной схеме, а результат получается разный. Если колокол не нравится — разбиваем, переделываем снова…

Важным фактором появления и развития колокольных звонов как музыкального искусства была народная музыкальная культура. На протяжении тысячи с лишним лет православия в России этим самым православием не было создано ни одной школы звонарей, где бы учили искусству колокольного звона, передавали его от поколения к поколению. При этом в церковных учебных заведениях учили и пению, и даже игре на скрипке! Само же искусство колокольных звонов несло в себе фольклорные традиции. Тому был ряд причин. Количество колоколов на колокольне церковью не регламентировалось. На колокольне мог висеть и один, и два, и несколько десятков колоколов.

Литье колоколов втянуло меня и мой завод в насыщенную общественную жизнь: принимаем участие в различных культурных мероприятиях, музыкальных фестивалях, в краеведческой и музейной работе. То колокола для праздника города попросят, то экскурсию на заводе провести. Приходится идти на рискованные эксперименты по отливке колоколов на открытом воздухе, принародно.

С 1996 г. с нами сотрудничает ярославский звонарь В. Дегтярев, который готовые колокола может подобрать по звукоряду.

Заказчикам предлагается: экспертная помощь в индивидуальном подборе ансамбля колоколов; разработка размещения колоколов на ярусе звона, способа подвески колоколов, устройство звонарского места и колокольного инструмента; организация и производство всех работ с выездом на место; обучение звонаря храма.

Всех, кто интересуется старинным колокололитейным народным художественным промыслом, приглашаем посетить наш город, получить удовольствие от увиденного.

 Александр ХУДОЛЕЕВ

Материал опубликован в журнале «ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ», № 4 (65) 2010 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Star (22.10.2010) | Автор: Александр E W
Просмотров: 3873 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/139
Всего комментариев: 3
3 Михаил  
0
Колокольчики, бубенчики в старину были необходимым аксессуаром любого почтового экипажа и не только. В пургу, метель своим удивительным по звучанию звоном предупреждали о своем присутствии на тракте путников. Своего рода оберег...

2 Наталья БАРАШКИНА  
0
Я всегда любуюсь произведениями народных мастеров. В их руках простенькая чурочка может стать удивительной вещью, радующей глаз, приносящей тепло в дом. А колокол - выдающееся изобретение - является символом русской ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Без него немыслимо существование русского человека. Спасибо автору за материал, который подробно рассказывает читателю о технологии литья колоколов.
Наталья

1 Андрей ПАВЛОВСКИЙ  
0
Вообще традиционные народные художественные промыслы берут свое начало в глубокой древности. Мастера совершенствовали свое мастерство день ото дня, год от года. Достигали великолепных результатов. Так и в колоколо-литейном промысле. Каждый колокол уникален по-своему, посвящен конкретному святому и к тому же являет собой потрясающее произведение искусства.
Андрей ПАВЛОВСКИЙ

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845