ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
"КАРАВЕЛЛА-пресс"
(СТУДИЯ "ФОКУС")
Главная » Статьи » Мои статьи

ТАЙНЫ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

ТАЙНА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

 

Среди игрушек, снискавших известность далеко за пределами России, — дымковские расписные, родившиеся на берегах лесной Вятки, под неярким северным небом. Совсем недавно промысел «дымковок» в основном сосредоточивался в пригородной Дымковской слободе Вятки (ныне город Киров). Любопытно, что происхождение дымковская игрушка ведет от седой древности, от сохранившегося до начала двадцатого столетия праздника Свистуньи. Во время Свистуньи жители Вятки ходили по улицам с глиняными свистульками и веселым свистом приветствовали приход Весны. Художник А. Деньшин так нарисовал в свое время вятское торжество: «Большое стечение народа из города и крестьян на субботний базар, весеннее время, веселое место, яркое солнце, река в полном разливе, съезд торговцев сладостями, игрушками, пряниками — все это породило Свистунью, или так называемую свистопляску. В течение трех дней весь город наполнялся отчаянным ребячьим свистом на все лады в глиняные свистульки и лубяные свирели. Это была веселая гулянка взрослых и детей».

 

   Я поехал недавно в Дымковскую слободу и без особого труда разыскал последних мастериц-игрушечниц, работающих на дому.

   Глубокое впечатление оставила встреча с Ниной Петровной Борняковой, ученицей прославленной Е.А. Кошкиной, чьи работы получали премии на международных выставках. Нине Петровне идет шестой десяток, но она остается по-молодому подвижной, и в каждом ее слове светится любовь к своему игрушечному делу. Вот что она мне рассказала:

   — Глиняные игрушки я раскрашиваю с детства. Меня мать и бабушка этому научили. Лепить же я начала, можно сказать, недавно. С конца пятидесятых. У нас исстари гончарит вся слобода. Раньше я все больше дудочки делала, как и все. Как делаем? Очень просто. Лепим, а потом на противне ставим в русскую печь. Без русской печи большую игрушку не сделаешь, дров одних сколько у нас идет. Как научилась? Галя, поди сюда.

   К нам подошла внучка Нины Петровны — девочка лет девяти-десяти.

   — Покажи свои работы.

   Из соседней комнаты девочка охотно принесла глиняных, весело раскрашенных барана и петуха.

   — Так и я училась, глядя на старших, — улыбаясь, заключила Борнякова.

   Дымковскую игрушку не спутаешь ни с какой другой. Яркие цвета, покрывающие глину, мягкая, юмористическая трактовка делает вятскую миниатюрную скульптуру колоритным явлением народного искусства. Полюбуйтесь мальчиком, гордо сидящим на коне. Туловище коня пестро раскрашено. Мастер не вырисовывал все детали, а разбросал цветовые пятна таким образом, чтобы ребенок сразу почувствовал, какой у коня, весьма неуклюжего на вид, строптивый норов. Мальчик сидит гордо, руки в бока, но ноги изогнуты колесом, чтобы вдруг не упасть. Но это не карикатура и даже не шарж, а юмористическое заострение отдельных черт.

   Нина Петровна выставила передо мной на столе игрушку.

   — «Старик-грибник», — пояснила она.

   Невелика по размеру и ярка по краскам. Цельный сюжет. Старик набрал подберезовиков и сел на пенек отдохнуть да перекурить. Одет в полукафтанье коричневого цвета, на голове у него шляпа, в руке кусок хлеба и рядом верный пес, собака-лайка. Встала на задние лапы и передними уперлась ему в грудь, дескать, дай и мне хлебца. Рот раскрыт, хвост колечком. Лапотки у старика новенькие, из желтоватой бересты, штаны полосатые, борода широкая, лопатой. И перед ним на траве корзинка с ярко-красными грибами.

   — Каждая вещь или предмет домашнего обихода имели сугубо практическое применение. И мой дед, помню, все мастерил прочно, ладно. Потому и служила утварь долго и украшала дом, — в глазах моей собеседницы светится какой-то таинственный огонек. — Вспомним расписные выездные сани и дуги, украшенные резьбой, разрисованные прялки, вышивку на рубахах, сарафанах и утиральниках.

   — Что-то безвозвратно ушло в прошлое, что-то еще осталось — вздохнул я. — А глиняная игрушка, похоже, бессмертна.

  Характерна дымковская скульптура — кормилица с ребенком. Женщина ярко разодета, поверх пышного платья нарядный фартук. Напыщенная кормилица выглядит смешно, ребенок по-галочьи открыл рот и скосил глаза. Комическое впечатление производит уточка, в раскраске которой сочетаются красный, зеленый, желтый, черный цвета. Аполлинарий Васнецов, бывший и незаурядным знатоком народного быта, писал: «Удивительное дело! На далеком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину».

   Уже в наши дни по телевидению в программе «Радуга» (о народном творчестве) рассказывали об одном старом английском крестьянине из Уэльса. Очень было похоже то, что он изготовлял, на вещи, какие делывал наш крестьянин Русского Севера. Почти такие же приемы работы по дереву, такая же, напоминающая нашу «литовку», коса с длинным косьевищем и оселок, каким ее правили.

   И так же, как бывало мы в детстве, англичанин мастерил свисток для мальчугана. Он отсекал от деревца ветку, такими же приемами перочинным ножом вырезал на конце ее свисток, потом, положив конец ветки на колесо, обстукивал его легонько черенком ножа, чтобы кора лучше отстала от древесины.

   Было любопытно, что людей, живущих в разных странах, при изготовлении простейших самоделок опыт приводил к однородным материалам, приемам работы и почти одинаковой форме изделия. Ремесла как бы роднили людей. Гончарный круг объединил русского, индуса, болгарина, африканца, француза, немца, англичанина, норвежца.

 Нина Петровна взялась при мне расписывать уже обожженные игрушки. Расписывая медведя, стоявшего на задних лапах, приговаривала:

                                                         

Пришел медведь к избушке,

Постучал в окошко.

Чья это избушка?

Куда ушла старушка?

Вынесла бы пирожка

Да бутылочку винца,

На закуску кренделька,

Для забавы - девушка...

 

   — Про девушку не пиши — срамно...

   Пусть простит мне Нина Петровна, что я все же написал. Но в этом весь ее характер, чистый и непорочный и при этом лишенный мещанских комплексов.

   Нарядила мастерица своего «медведко» в белые штаны, красную рубаху, а через грудь — малиновая перевязь: царь зверей, «генерал».

   Гончарное ремесло — одно из самых древних в мире. Вятский крестьянин-«черепушечник» после сенокосной и хлебоуборочной страды садился за гончарный круг и почти всю зиму готовил на продажу горшки, корчаги, крынки, латки, блюда, рукомойники, квашни. В древние времена в мастерской гончара родилась и глиняная игрушка.

   Первоначально на Вятчине такая игрушка предназначалась детям и называлась «бобкой». «Где твои детки?» — спрашивали крестьянку. — «Дома сидят, играют в бобки», — следовал ответ.

   Гончар привозил бобки на рынок, продавал их по дешевке,  и они попадали в руки детишек, привлекая их внимание яркой раскраской. Других игрушек у детей почти не было, вот они и забавлялись бабами, полканами, олешками, поезжанами, медвежатами, утушками, гармонистами, вылепленными из глины, обожженными в русской печи и броско разрисованными.

   Дымковская игрушка не единственная на Руси. Известны изделия каргопольских, филимоновских, абашевских, городецких, да и других мастеров. Среди них дымковская игрушка не потускнела, более того — завоевала не только отечественную, но и мировую известность. Здесь вполне определившаяся, оригинальная школа художественной керамики.

   Свободная и независимая в жизни, художница Н. Борнякова остается такой же и в творчестве.

   — И лепит абы как, и расписывает без аккурату. Разве ж это сувенир?

   Все правильно. Не сувениры лепит Нина Петровна, а игрушки для детей. Сувенир — штамп. А у настоящего художника каждое произведение неповторимо.

  Великое разнообразие и множество сюжетов, аккуратное исполнение, свежий, нарядный вид каждого изделия многие годы радуют детей и взрослых. Каждый мастер — будь то З.Ф. Безденежных, Е.А. Кошкина, З.Ф. Пенкина — украсил своими изделиями полки музеев, частных коллекций. Их покупают и иностранные туристы.

  Все вроде бы просто, но и сложно. Сложно потому, что мастера вкладывали в глиняную игрушку определенный смысл, который подчас не вдруг и разгадаешь.

  — В игрушке заложена символика, — поясняет мне Н. Борнякова. — Возьмем, например, небольшую утушку, свистульку. Она олицетворяла пернатое существо. «Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим щебетаньем они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображение птиц и делалось со «свистком», то есть с голосом».

   Нина Петровна любит лепить забавные народные сценки. Она показала несколько миниатюрных скульптур: традиционная нянька с ребенком на руках; паренек, стоящий с букетом цветов возле девушки; елка, на ветках которой сидят птички, внизу возле грибов стоит собака; очень хорошо получились петух-свистулька и индюк.

  Или такая игрушка. Мастер вылепил фигурку мужика в длинной белой рубахе, с лукошком, идущего по полю. Это — сеяльщик. Белая рубаха его подразумевает доброе начало. Сеять хлеб надо чистыми руками, обязательно светлому и  физически опрятному человеку, иначе нива зарастет сорняками и не порадует хлебороба высоким урожаем.

   Часто игрушечники лепят фигурки медведей и медвежат в разных вариантах, в том числе и в групповых композициях. Медведь в крестьянской жизни был заметной фигурой, он как бы оживлял природу и бытие. Сколько про него сложено сказок! Михаил Потапович считался подателем плодородия земли. Существовало поверье и о связи медвежьего культа с плодородием женщины.

  Если мы обратимся к работам Н.П. Борняковой, то она частенько лепит «бражников в лодке». Это — сатира на людей, праздно проводящих время, пьянствующих, чревоугодничающих. В своем роде авторский социальный заказ.

 Дымковской игрушкой нельзя не заинтересоваться. А заинтересовавшись, поймешь ее и полюбишь.

Александр ХУДОЛЕЕВ.

г. Киров.

Категория: Мои статьи | Добавил: Star (24.04.2010) | Автор: Александр E
Просмотров: 7957 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/197
Всего комментариев: 2
2 Александр Худолеев  
0
Елена, прежде всего, дымковская глиняная игрушка отличается от каргопольской художественно-стилевыми особенностями и многим другим, но об этом в другом материале. За вопрос - спасибо.
Александр Худолеев

1 Елена ПОНОМАРЕВА  
0
А чем, интересно, отличается каргопольская глиняная игрушка от дымковской? Материал-то один. Глина...
Елена ПОНОМАРЕВА

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [172]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 845