Есть старинное предание, будто мир начался
с дерева. Ствол его - ось Вселенной, корни в землю ушли, а крона рассыпалась
звездами в поднебесье.
Душа дерева - загадка. Человек в нее
заглянуть пытается и сам себя узнать.
Дерево искони
было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества.
Дерево и береста. Впрочем, не художественноготворчества народ никогда и не знал. К чему бы не прикасались
крестьянские руки - к сохе ли, прялке ли, наличнику- всему придавали красоту, затейливый узор,
плавность линий.
От поколения к
поколению передавались не только сами вещи, но и умение создавать их. Однако с
течением времени быт крестьянский начал круто изменяться. Не только соху и
прялку позабыли, но и туесок вроде как стал не нужен. А главное - не до красоты
уж - время торопит, подстегивает, городская суетливость и здесь задает тон. И
казалось: не будет возврата к былому ремеслу. Ан нет, не перевелись еще на Руси
очарованные деревом души. За последнее десятилетие возникло немало очагов
художественной обработки дерева, бересты. Сегодня мы расскажем о творческом
коллективе "Сонмище" из шахтерского городка Прокопьевска.
Однажды к
молодым художникам Игорю Черемисову, Рафаилу Латыпову, Рашиту Багаутдинову,
Евгению Животову, Кирамату Галину, на ту пору искусным резчикам по дереву,
приехал умелец из Горной Шории - южной части Кемеровской области, привез на их
суд свой туесок. "Судьи" решили, что туес сработан добротно, но без
изящества. Нет в нем, сказали, той малости, что веселит сердце и радует глаз.
"А как, - спросил обескураженный гость, - поправить дело?"
Переглянулись художники и развели руками.
- Отбыл шорец
восвояси, - рассказывает Игорь Черемисов, - а нас взяло за живое. Человек
помощи просил, а мы его ни с чем выпроводили... И решили попробовать себя в
бересте. Учиться - так нам казалось поначалу - было не у кого. И потому до
всего доходили своим умом. Без малого два года ушло, к примеру, на то, чтобы
научиться снимать сколотни - берестяные цилиндры. Намаявшись, отправились за
подсказкой к старым людям.
Сейчас
немногие горожане знают, что это такое. А между тем туес - вещь и поныне
наинеобходимейшая в быту. Небольшие сосуды из бересты, которыми пользовались
наши предки, поражают простотой и мудростью конструкций. Соль, сохраняемая в
туесе, никогда не волгнет, молоко или квас долго остаются холодными, а горячая
вода, наоборот, долго не стынет.
Размеры и
форма туесов зависят от заготовленных сколотней. На сколотень, чтоб придать
изделию дополнительную жесткость, надевают "рубашку" из пластовой
бересты. "Рубашка" закрепляется в замок - зубчатые выступы с одной
стороны листа бересты вставляются в полукруглые вырезы с противоположной
стороны. Затем в нижнюю часть туеса вдавливают донышко, а в верхнюю - крышку.
Донышко и крышка выпиливаются из еловой или сосновой доски. Дно вставляется в
распаренный нижний конец туеса. Высыхая, он туго-натуго обжимает дно, да так,
что капля не просочится. Крышку выпиливают с небольшим запасом. Она должна входить
в туес с некоторым усилием.
"Рубашки" оформляются по-разному. На одном туесе украшением
является естественный рисунок бересты. "Рубашки" других туесков
украшены тиснением, росписью, прорезным орнаментом, а у иного туеска она
выплетена из узких полос бересты.
Пройдя
непростой и захватывающий этап ученичества, мастера из "Сонмища"
стали "тропить" свой путь - ведь изначально все они, воспитанники
различных художественных учебных заведений Сибири, были ориентированы на
оригинальность мышления, авторскую неповторимость. В результате возникли
интересные направления в "прокопьевской бересте". Ярко выраженным
восточным колоритом отличаются орнаменты на туесах Рашита Багаутдинова.
Сказочные сюжеты привлекают в работах Кирамата Галина. Красота русского
народного растительного орнамента вдохновила Игоря Черемисова на создание
необычного резного травного узора. И все они соревнуются между собой в создании
берестяных сосудов сложной формы. Не правда ли, самовар Рашита Багаутдинова не
оставит равнодушным?
...Душа дерева
- загадка. Человек в нее заглянуть пытается и сам себя узнать.